Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Петрозавод

Петрозавод


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Экономика/Промышленность

ПЕТРОЗАВОД (Красногвардейская пл., 2), быв. судостроит. з-д, осн. ок. 1721 как Охтинская верфь, с 1803 Охтинское Адмиралтейство, с 1913 Петрозавод. Первоначально на верфи строили речные суда, с кон. 18 в. - крупные парусные корабли. Здесь были построены шлюп "Камчатка", на к-ром экспедиция В. М. Головина совершила кругосветное плавание в 1817-19, и шлюп "Восток", на к-ром экспедиция под рук. Ф. Ф. Белинсгаузена и М. П Лазарева совершила поход в Антарктику (1819-21). В 1832 спущен на воду фрегат "Паллада", совершивший в 1852-55 кругосветное путешествие под команд. Е. В. Путятина (описано И. А. Гончаровым). К сер. 19 в. з-д освоил выпуск судов с механич. двигателями для воен. флота. В 1848 построен первый крупный корабль с винтовым двигателем - фрегат "Архимед" с паровой машиной в 300 л. с. С з-дом связана деятельность кораблестроителей А. А. Попова, М. А. Субботина, И. А. Амосова и др. В кон. 19 в. верфь сдана в аренду фин. компании "Крейтон и Ко", строившей миноосцы, а в 1905-08 - крейсерские подводные лодки. В1913 верфь вновь перешла в казну. После окт. 1917 на ней строились несамоходные суда, с 1931 - буксиры, а с кон. 1930-х гг. - мор. тральщики для ВМФ. В 1941-45 на з-де изготавливались корпуса мин, бомб и снарядов, переоборудовались для воен. нужд речные буксиры, суда для "Дороги жизни" (118 самоходных тендеров водоизмещением 15-20 т и 14 барж грузоподъемностью до 900 т). До 1973 з-д строил мор. буксиры разл. типов (с 1965 поставлялись на экспорт), в 1976, после реконструкции, перешел на выпуск технол. оборудования для судостроения (сборочно-сварочные агрегаты, стапельные посты, средства малой механизации.), входил в состав НПО "Ритм". На терр. з-да - пам. погибшим в Вел. Отеч. войне (1970). В 1994 образовано одноим. ОАО, но в 2001 з-д обанкротился. В ходе реконструкции терр. быв. з-да создан бизнес-центр "Паллада".

Лит.: Дмитриев Н. И., Колпычев В. В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. СПб., 1909; На стапелях под огнем. Л., 1986.

В. Г. Авдеев.

Авторы
Авдеев Владимир Георгиевич

Персоны
Амосов Иван Афанасьевич
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич
Головина Варвара Николаевна, графиня
Головнин Василий Михайлович
Гончаров Иван Александрович
Лазарев Михаил Петрович
Попов Андрей Александрович
Путятин Евфимий (Ефим) Васильевич, граф
Субботин М.А.

Адреса
Красногвардейская пл./Санкт-Петербург, д. 2

Библиография
Дмитриев Н. И., Колпычев В. В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. СПб., 1909
На стапелях под огнем. Л., 1986

Хронограф
1720 Основана Охтинская верфь
1848 Со стапелей Охтинского Адмиралтейства спущен на воду пароход-фрегат «Архимед» - первый винтовой корабль российского флота



Ниеншанц

НИЕНШАНЦ (швед. - укрепление на Неве; рус. назв. - Канцы), швед. крепость и город (Ниен) на мысу при впадении р. Охты в Неву. Первые укрепления Н. построены шведами в 1611 и в 17 в. неоднократно совершенствовались. В 1632 Н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга