Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Царскосельская железная дорога

Царскосельская железная дорога


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Городское хозяйство/Транспорт/Вокзалы, ж/д транспорт

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, первая жел. дорога России (до 1851 - единств. в стране, 6-я в мире), связывала СПб. и Царское Село. Стр-во началось 1.5.1836 (проект австр. инж. Ф. А. Герстнера), открыта 30.10.1837. В этот день поезд преодолел 23 км от СПб. до Царского Села за 35 мин. Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям - на паровой. Полностью на паровую тягу дорога перешла 4.4.1838. На участке от СПб. до Павловска (27 км) дорога открыта 22.5.1838. Первое время она служила гл. обр. для увеселит. поездок. В 1837-38 ежедневно из СПб. отправлялось от 500 до 1 тыс. пассажиров. Линию обслуживали 6 паровозов ("Проворный", "Богатырь" и др.), закупленных за границей. Ныне быв. Ц. ж. д. является головным участком С.-Петерб.-Витебского направления Окт. ж. д.

Лит.: Богданов И. А. Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога // Новый журн. 2002. № 2. С. 157-192; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003.

И. А. Богданов.

Авторы
Богданов Игорь Алексеевич

Персоны
Герстнер Франц Антон фон

Библиография
От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003
Богданов И. А. Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога // Новый журн., 2002, № 2. С. 157-192

Предметный указатель
Октябрьская железная дорога

Хронограф
1837 Открыта первая в России железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село


1874 год

Вступила в строй вторая колея Царскосельской железной дороги.
Источник: Царское село

Витебский вокзал

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (быв. С.-Петербургский, Царскосельский, вокзал Моск.-Виндаво-Рыбинской жел. дороги, Детскосельский) (Загородный просп., 52). Дерев. здание вокзала Царскосельской железной дороги сооружено в авг.-сент. 1837 (арх. К. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Вокзалы

ВОКЗАЛЫ железнодорожные (англ. Vauxhall, от имени Vaux - Дж. Вокс, владелицы увеселит. заведения близ Лондона в 18 в. - и hall - зал). В рус. яз. слово "воксал" получило широкое употребление в применении к конечной станции первого в России ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Музей железнодорожного транспорта

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МУЗЕЙ Центральный МПС РФ (Садовая ул., 50), первый ист.-техн. музей России и один из старейших в мире музеев ж.-д. транспорта. Осн. в 1813 при Ин-те корпуса инженеров путей сообщения (статус музея получил в 1823)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Октябрьская железная дорога

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пушкинский район

ПУШКИНСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление - г. Пушкин, Октябрьский бул., 24). Назван по г. Пушкин - центру р-на. П. р. образован в 1936 как Детскосельский р-н (совр. назв. с 1937), расположен в юж. части СПб. На В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ лейб-гвардии Семеновского полка

Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков – Семеновскому
Источник: Святыни Петербурга

Царский вокзал

Для обеспечения безопасности императора Николая II в 1895 г. была сооружена Императорская Собственная ветка железной дороги и деревянный павильон вокзала, которые предназначались для обслуживания императорской резиденции в Александровском дворце
Источник: Царское село