Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Берд Чарльз, (1766-1843), инженер, предприниматель

Берд Чарльз, (1766-1843), инженер, предприниматель


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Экономика/Персоналия

БЕРД (Bird) Карл Николаевич (Чарльз) (1766-1843, СПб.), инженер и предприниматель. Выходец из Шотландии, с 1786 в России, служил пом. К. К. Гаскойна на Александровском пушечном з-де в Петрозаводске, с 1789 в СПб., совладелец мастерской Ф. Моргана на Матисовом о., в нач. 1790-х гг. превратил ее в литейно-механич. з-д, выпускавший предметы бытового назначения, а затем оборудование для пром. пр-тий. В 1800 на з-де Б. построена первая паровая машина его конструкции, позднее налажено их массовое произ-во (машинами Б. был оснащен Монетный двор). На з-де Б. в 1815 сооружен первый в России пароход (в дальнейшем стр-во пароходов велось на основанной рядом со з-дом верфи). Б. наладил регулярное пароходное сообщение по Неве (1815), а также между СПб. и Кронштадтом (1815), позднее - между СПб., Ревелем, Ригой и др. городами. На его з-де изготовлялись металлоконструкции для петерб. мостов и зданий, фонари, ограды, детали декора, рельефы, скульптура (в т.ч. для зданий Сената и Синода, Исаакиевского собора, Александровской колонны). Похоронен на Смоленском лютеранском кладб. В 1881 наследники Б. продали з-д анонимному акц. об-ву Франко-рус. з-дов (ныне Фольгопрокатный завод). Память о Б. сохранилась в наименовании Бердова моста через р. Пряжка.

В. С. Соломко.

Авторы
Соломко Валентина Степановна

Персоны
Александр I, император
Берд Карл (Чарльз) Николаевич
Гаскойн Карл Карлович (Чарльз)
Морган Ф.

Предметный указатель
Монетный двор Санкт-Петербургский
Монетный двор Санкт-Петербургский
Сената и Синода здания
Исаакиевский собор
Александровская колонна
Смоленское лютеранское (евангелическое) кладбище
Фольгопрокатный завод

Хронограф
1815 Первый рейс в Кронштадт первого русского парохода «Елизавета»
1792 Основан завод К.Н.Берда (позднее – Франко-русский завод)