Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Цирк

Цирк


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Население/Городской быт

ЦИРК. Возникновению Ц. в СПб. предшествовали традиц. рус. «забавы» и «потехи» с использованием дрессированных животных. В первые годы существования города в нем появились мастера «медвежьей потехи» («медвежьей комедии»): в представлениях участвовали дрессированные медведи, а их дрессировщики брали на себя роль клоуна или борца со зверем. В кон. 1-й четв. 18 в. начались первые выступления «конных штукарей» – дрессировщиков лошадей и наездников. Вскоре были устроены зверинцы у Летнего сада (Зверовой двор) и на Петровском о. Во 2-й пол. 18 в. получил распространение конный Ц.: в 1764 в СПб. гастролировал англ. берейтор (наездник) Батес, в 1784–85 – чех Н. Мори, в 1797 – испанец П. Магю и др. На нар. гуляниях выступали многочисл. фокусники, акробаты, дрессировщики, эксцентрики – как местные любители, так и «заезжие люди» из др. городов. В 18 в. преобладали цирковые артисты и труппы из Зап. Европы, дававшие представления в частных или казенных театрах, конных манежах, спец. врем. постройках. Излюбленным местом был р-н Караванной ул. и Слонового двора, Адмиралтейская пл., Царицын луг. Иногда гастролеры задерживались в СПб. на неск. лет. Приезжали «комедиянты» и «штукари» из Персии, Голландии, Франции, Великобритании (канатоходцы, акробаты, фокусники, прыгуны, клоуны и пр.). К нач. 19 в. количество иностр. гастролеров и цирковых трупп увеличилось. Сведений о рус. артистах 18 – нач. 19 вв. мало. Известны рус. фокусник Иван Лазарев, выступавший в 1730-х гг. при дворе имп. Анны Ивановны, фокусник Иван Ламин (1785). Существовали немногочисл. крепостные Ц. (напр., Ц. графа С. С. Апраксина). В 1793 на Мойке открыт первый в СПб. обществ. увеселит. сад – «Воксал в Нарышкинском саду». В нем устраивались праздники, на к-рых выступали «искусники разных телодвижений, прыгуны, сильные люди, великаны, мастера верховой езды, люди со львами и др. редкими зверями». В 1822 на Крестовском о. арх. И. Габит построил первое (дерев.) здание для цирковых представлений (открыто 4.6.1822). В 1827 рук. франц. труппы Ж. Турниер построил на свои средства большой «Олимпийский цирк» на берегу р. Фонтанки (на месте совр. здания Ц.), к-рый был открыт 11.12.1827. Помимо отд. номеров, там ставились программные цирковые пантомимы («Взятие Очакова», «Бивак Наполеона» и др.). В 1828 Турниер продал здание казне, после перестройки в нем разместился «Имп. театр-Ц. у Симеоновского моста», где наряду с цирковыми представлениями шли драматич. спектакли. Кроме труппы Турниеров в нем выступали иностр. труппы Б. Фурро, Х. Баха, Д. Готье. В 1842 здание разобрано за ветхостью. В 1836 компания «штукмейстеров» (артистов) Легат и Вагнер получила разрешение давать цирковые представления в дерев. Каменноостровском театре (постр. в 1827). В 1843 в СПб. приехала труппа наездника Л. Сулье, к-рый построил недалеко от Александро-Невской лавры открытый дерев. Ц. с амфитеатром на 15 тыс. зрителей. В 1845 на Театральной пл. для труппы наездника А. Гверра возведен стационарный дерев. Ц., также названный «Олимпийским» (открыт 22.11.1845). С Гверрой вскоре стала соперничать труппа наездников Ж. Лежара и П. Кюзан. В 1846 Лежар построил неподалеку от Александринского театра свой дерев. Ц. В 1847 Дирекция имп. театров купила оба здания в казну. Труппа Гверры уехала в Москву, а труппа Лежара была ангажирована Дирекцией имп. театров и выступала как «Цирк имп. театр. дирекции». Здание на Театральной пл. было сломано, и в 1849 построен первый в СПб. каменный казенный стационарный Театр-цирк (арх. А. Кавос), к-рый открылся 29.1.1849 (в нем цирковые представления также чередовались с театральными: в 1856 здесь состоялась премьера оперы А. С. Даргомыжского «Русалка»). В 1854 цирковую труппу из-за убытков распустили. В 1859 Театр-Ц. сгорел, на его месте в 1860 Кавос построит здание Мариинского театра. После закрытия Имп. Ц. клоун-акробат Луи Виоль построил в 1855 на Адмиралтейской пл. цирк-балаган, куда перешла часть труппы (этот Ц. просуществовал один сезон). В 1857 любитель цирка гв. полковник В. В. Новосильцов вместе со своей женой, наездницей Л. Басен, организовал труппу в быв. здании Ц. Лежара. После пожара 1859 труппа давала представления в частном манеже на Б. Миллионной ул. В 1860 Новосильцов построил новый дерев. Ц., где выступала труппа Басен. В 1860-х гг. здание арендовали разл. иностр. труппы (мадам Лежар, К. Гинне и Нейса, В. Карре, Л. Сулье, Э. Ренца и др.). В 1867 на Михайловской ул. построен дерев. Ц. для труппы Гинне (арх. А. Межов). В 1869 в эту труппу влился коллектив Г. Чинизелли (см. Чинизелли цирк), к-рый в 1872 возглавил труппу после кончины Гинне.В 1908 на Петерб. стороне построен дерев. «Новый цирк», позже переим. в цирк «Модерн» (им владел хозяин колбасного заведения А. Маршан). В 1916 за ветхостью его велено было снести. После 1917 в П. действовал только Ц. на наб. р. Фонтанки, 3. В 1924 Ц. Чинизелли перешел в ведение Центр. управления госцирками (ЦУГЦ), его первым дир. стал наездник и дрессировщик из труппы Чинизелли В. Труцци. В 1920–30-х гг. поставлены пантомимы «Махновщина» (1930), «Люди морского дна» и «1905 год» (1935, по В. В. Маяковскому), «Шамиль» (1936), «Тайга в огне» (1938). В Ц. работали реж. Е. М. Кузнецов, Е. П. Гершуни, Ю. С. Юрский. При Ц. действовали Эстрадно- цирковая эксперим. мастерская (1930, рук. Кузнецов), студии конного жанра и муз. эксцентрики (1940-е гг.). В 1928 создан Циркового искусства музей состоялось первое представление). В 1946–65 Ц. возглавлял Г. С. Венецианов, были поставлены пантомимы «Выстрел в пещере», «Праздник на воде» и др. На манеже выступали цирковые династии Дуровых, Филатовых, Кио, Запашных, Ольховиковых, Волжанских и др., клоуны Ю. В. Никулин, Б. П. Вяткин, О. К. Попов, М. Н. Румянцев (Карандаш), дрессировщица И. Н. Бугримова, наездники Манжелли, атлеты Новак и др. В 1951–74 дир. Ц. был В. А. Цветков, с 1974 – И. Н. Кирнос. Гл. реж. с 1968 – А. А. Сонин. В 1959–64 проведена реконструкция здания, перестроен зрит. зал, устроены гардеробы, расширены закулисные помещения, помещения для зверей и конюшни. После реконструкции были поставлены тематич. представления и пантомимы «Руслан и Людмила», «Каштанка», «Отчизны славим юбилей», «Это гордое имя Победа», «Цирк – фестивалю», множество новогодних представлений для детей и др. В 1920–22 в здании Нар. дома работал Театр нар. комедии (Нар. комедия), экспериментировавший в области создания театр. спектаклей средствами Ц. и эстрады (инициатор и рук. – реж. С. Э. Радлов). В труппу наряду с актерами (Б. П. Анненков, Ф. А. Глинская и др.) входили акробаты и возд. гимнасты, партерный клоун Ж. Дельвари, муз. клоун Боб, эстрадные артисты К. Э Гибшман, П. И. Александров и др. Репертуар составляли буффонадно-комедийные сценарии без твердого текста, рассчитанные на актерскую импровизацию. С 1935 в Л. действовала орг-ция «Цирк на сцене», созданная для обслуживания отдаленных р-нов страны. В 1978 она объединяла 6 дирекций (в т. ч. ленингр.). Кадры этого Ц. подбирались как из опытных артистов, так и из молодежи. С нач. 19 в. в СПб. функционируют Ц.-шапито (врем. шатровые Ц. на один сезон), в к-рых выступают приезжие труппы и отд. гастролеры. Долгое время Ц.-шапито строились летом у ст. метро «Парк Победы» и «Автово».

Лит.: Кузнецов Е. М. Цирк: Происхождение, развитие, перспективы. М., 1971; Медведев М. Н. Ленинградский цирк. Л., 1975; Дмитриев Ю. А. Цирк в России: От истоков до 1917 г. М., 1977; Федоров С. Г. Цирк Чинизелли и его предшественники // ЛП. 1988. № 1. С. 29–31.

Ю. Н. Кружнов.

Авторы
Кружнов Юрий Николаевич

Персоны
Александров П. И.
Анна Ивановна, императрица
Анненков Борис Павлович
Апраксин Степан Степанович, граф
Басен Л.
Батес
Бах Христофор де
Бугримова Ирина Николаевна
Вагнер
Венецианов Георгий Семенович
Виоль Луи (Людвиг)
Волжанские (наст. фам. Волжанкины)
Вяткин Борис Петрович
Габит И.
Гверра Александр
Гершуни Евгений Павлович
Гибшман Константин Эдуардович
Гинне Карл
Глинская Фаина Александровна
Готье Д.
Даргомыжский Александр Сергеевич
Дельвари Жорж (Георгий Ильич Кручинский)
Дуровы
Запашные
Кавос Альберт Катаринович
Карре В.
Кио
Кирнос Иосиф Николаевич
Кузнецов Евгений Михайлович
Кюзан Поль
Лазарев Иван
Ламин Иван
Легат
Лежар Жак
Магю П.
Манжелли Борис Павлович
Маршан А.
Маяковский Владимир Владимирович
Межов А.
Мори Н.
Нейс
Никулин Юрий Владимирович
Новак Григорий Ирмович
Новосильцов В.В.
Ольховиков Николай Леонидович
Ольховиковы
Попов Олег Константинович
Радлов Сергей Эрнестович
Ренц Эрнст
Румянцев Михаил Николаевич
Сонин Алексей Анатольевич
Сулье Луи
Турниер Жан
Филатовы
Фуро Батист
Цветков Владимир Андреевич
Чинизелли Гаэтано
Юрский Юрий Сергеевич

Адреса
Б. Морская ул./Санкт-Петербург
Караванная ул./Санкт-Петербург
Михайловская ул./Санкт-Петербург
Театральная пл./Санкт-Петербург
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 3

Библиография
Кузнецов Е. М. Цирк: Происхождение, развитие, перспективы. М., 1971
Медведев М. Н. Ленинградский цирк. Л., 1975
Федоров С. Г. Цирк Чинизелли и его предшественники // Ленингр. панорама, 1988, № 1. С. 29-31
Дмитриев Ю. А. Цирк в России: От истоков до 1917 г. М., 1977, № 1. С. 29-31

Предметный указатель
Дирекция императорских театров
Мариинский театр
Чинизелли цирк
Циркового искусства музей
"Парк Победы", ст. метро
"Автово", станция метро

Хронограф
1822 На Крестовском острове открылось первое в Петербурге специальное здание для цирковых представлений
1845 Открыт деревянный цирк А.Гверри на Театральной площади
1877 Открыт цирк Гаэтано Чинизелли


Зверинцы

ЗВЕРИНЦЫ, 1) в нач. 18 в. - участки для охоты в царских угодьях. В 1718 такой З. был устроен на Сарской мызе (см. Царское Село). 2) Места для содержания "диковинных" зверей с целью их демонстрации. Первый подобный З. (Зверовой двор) в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга