Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Филармоническое общество

Филармоническое общество


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Творческие объединения, кружки

ФИЛАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.-Петербургское музыкально-просветит. и попечительное, орг-ция петерб. проф. музыкантов. Создано в 1802 с благотворит. целью как Касса муз. вдов. Учредители бароны А. А. Раль, Ф. Аделунг, неск. музыкантов Придворного оркестра по примеру Венского Ф. о., намеревались, давая в год неск. больших концертов, составить капитал, проценты с к-рого выплачивались бы в виде пенсий осиротевшим семьям членов об-ва. Среди поч. директоров - граф Мих. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские). Худож. цель Ф. о. - "возбуждать в публике интерес к древней и новейшей классич. музыке". Ф. о. давало 2-3 концерта в год (в 1802-1902 проведено 205 концертов), исполнялись крупные вокально-ораториальные произведения, собиравшие лучшие артистич. силы столицы: Придворную певч. капеллу (см. Капелла им. М. И. Глинки), знаменитых солистов, дирижеров. В марте 1802 дважды исполнялась оратория Й. Гайдна "Сотворение мира", из наиб. важных муз. событий за 100 лет существования Ф. о. - петерб. премьеры "Мессии" Г. Ф. Генделя, "Торжественной мессы" Л. Бетховена, авторские концерты Р. Вагнера (1863), П. И. Чайковского (1887 и 1888). Концерты Ф. о. устраивались сначала в зале И. Лиона (ныне Малый зал Филармонии), в 1820-30-х гг. - в Новом филармонич. зале в доме графа В. П. Орлова-Давыдова на Английской наб., 20, с 1839 - в Дворянском собрании и в Большом театре. В нач. 20 в. деятельность Ф. о. постепенно прекратилась. В 1805 в Ф. о. вступили 105 музыкантов, в 1915 осталось 39 чл. Ф. о. посвящен ряд произведений, в т. ч. исп. увертюра "Ночь в Мадриде" Глинки. В 1989 началась работа по возрождению Ф. о. В 1992 оно дало первый концерт в Большом зале Филармонии. В 2002 отметило 10-летие циклом из 6 концертов. През. А. П. Петров. При Ф. о. создан Фонд помощи одаренным юным музыкантам, Специализир. муз. классы (на базе Дет. муз. школы № 11 Василеостровского р-на). Финансовую поддержку деятельности Ф. о. оказывает банк "Санкт-Петербург".

Лит.: Альбрехт Е. К. Общий обзор деятельности высочайше учрежденного С.-Петербургского филармонического общества. СПб., 1884; Березовский Б. Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга: История и современность. СПб., 2002.

А. Л. Порфирьева.

Авторы
Порфирьева Анна Леонидовна

Персоны
Аделунг Федор Павлович
Бетховен Людвиг ван
Вагнер Рихард
Виельгорский Михаил Юрьевич
Гайдн Франц Йозеф
Гендель Георг Фридрих
Глинка Михаил Иванович
Лион И.
Орлов-Давыдов Владимир Петрович, граф
Петров Андрей Павлович
Ралль Александр Франц, барон
Чайковский Петр Ильич

Библиография
Альбрехт Е. К. Общий обзор деятельности высочайше учрежденного С.-Петербургского филармонического общества. СПб., 1884
Березовский Б. Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга: История и современность. СПб., 2002

Предметный указатель
ПРИДВОРНЫЙ ОРКЕСТР
Придворная певческая капелла
Капелла им. М.И.Глинки
Малый зал им. М.И.Глинки
Дворянского собрания здание (Большой зал филармонии)
Большой театр (Каменный театр)
Фонд помощи одаренным юным музыкантам
Банк "Санкт-Петербург"
Детская музыкальная школа №11 Василеостровского района

Хронограф
1802 Образовано Филармоническое общество
1813 Филармоническое общество устроило первый благотворительный концерт в пользу инвалидов Отечественной войны



Бортнянский Д.С., (1751-1825), композитор

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825, СПб.), певчий, композитор, капельмейстер, дир. придворной певческой Капеллы (с 1801), действит. статский советник (1806). В 1758 привезен из Малороссии в СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Виельгорские Мих.Ю., Мат.Ю., гр. музыканты

ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Залы общественные

ЗАЛЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ, помещения для проведения неофиц. массовых мероприятий. Первым З. о. был зал в доме банкира А. А. Раля (наб. р. Мойки, у Красного моста; не сохр.), где в 1779-90 проходили собрания и концерты Нового муз. об-ва (позже - Муз
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Концертные залы

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ, появились в СПб. в кон. 18 в. Ранее музыканты устраивали платные концерты во дворцах вельмож, театрах, трактирах. 1-й документально зафиксированный цикл публ. концертов - концерты Дж. Пассерини (1748) в доме князя Гагарина на углу Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Музыкальные общества и кружки

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Музыкальные школы и училища

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И УЧИЛИЩА, классы, курсы, уч. заведения для желающих получить проф. муз. образование или общую муз. подготовку, ориентированные на разные соц. группы и интересы. Как спец
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ПЕТРОВ Андрей Павлович

ПЕТРОВ Андрей Павлович (1930, Л. – 2006, СПб.), композитор, общественный деятель, нар. артист СССР (1980), Почетный гражданин СПб. (1998). В 1945–49 учился в Музыкальном уч-ще им. Н. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Университетские концерты

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОНЦЕРТЫ, Музыкальные упражнения студентов имп. ун-та, устраивались в актовом зале Университета в 1842 - кон. 1850-х гг. по инициативе придворного музыканта, виолончелиста и дирижера К. Б
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Энгельгардта дом

ЭНГЕЛЬГАРДТА ДОМ (Невский просп., 30/16), памятник истории и архитектуры. В 1759 – 61 на этом участке построен 3-этажный особняк для ген. А.Н.Вильбоа. В 1766 перешёл в собственность кн. А.М.Голицына. В кон. 18 в
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга