Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Истории религии музей

Истории религии музей


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Наука. Образование/Музеи

ИСТОРИИ РЕЛИГИИ МУЗЕЙ (МИР) (Почтамтская ул., 14/5), единственное в стране учреждение подобного рода. Ведет начало от антирелиг. выставки, устроенной в 1930 в залах Зимнего дворца. Открыт 1932 как Музей истории религии и атеизма в здании Казанского собора. С 1990 совр. назв. Богатейшее собрание музея (ок. 18 тыс. ед. хр., б-ка - ок. 185 тыс. томов) сформировалось благодаря поступлениям из др. музеев, а также за счет конфискованных ценностей церквей, монастырей, даров частных лиц и материалов науч. экспедиций. В музее хранятся большое собр. правосл. икон (в т. ч. 14-15 вв.), произведения живописи и графики рус. художников (И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, К. А. Коровина, Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, В. И. Сурикова и др.), зап.-европ. живописи 15-17 вв. В 1991 музей переведен в здание по совр. адресу (часть фондов осталась в Казанском соборе). Развернутая в нем экспозиция посвящена верованиям Др. Востока, античности, иудаизму, католицизму, православию.

Лит.: Шахнович М. И. 25-летие МИР АН СССР // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 5. С. 411-424; Брушлинская О., Жерневская И. Связь времен: (К 50-летию ГМИР) // Наука и религия. 1983. № 1. С. 2-9.

Н. Л. Корсакова.

Авторы
Корсакова Наталия Леонидовна

Персоны
Айвазовский Иван Константинович
Васнецов Виктор Михайлович
Коровин Константин Алексеевич
Кустодиев Борис Михайлович
Нестеров Михаил Васильевич
Суриков Василий Иванович

Адреса
Почтамтская ул./Санкт-Петербург, д. 14/5

Библиография
Шахнович М. И. 25-летие МИР АН СССР // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958, Т. 5. С. 411-424
Брушлинская О., Жерневская И. Связь времен: (К 50-летию ГМИР) // Наука и религия., 1983, № 1. С. 2-9

Предметный указатель
Зимний дворец
Казанский собор

Хронограф
1932 В Казанском соборе открылся Музей истории религии и атеизма


Антирелигиозный музей

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ МУЗЕЙ, существовал в 1930-37, помещался в здании Исаакиевского собора, был одним из гл. центров атеистич. пропаганды в СССР. В ночь на 12.4.1931 в А. м. продемонстрирован опыт с маятником Фуко, подтверждающий учение Н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Буддийский храм

БУДДИЙСКИЙ ХРАМ (Приморский просп., 91), пам. архитектуры, построен в 1909-15 в Старой Деревне для нужд открытой в СПб. в 1901 миссии далай-ламы Тибета и буддийской общины города (в 1908 насчитывала 184 чел.). Проект разработал арх. Г. В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Казанский собор

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ЛУРЬЕ Яков Соломонович

ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921, П. – 1996, СПб.), историк, филолог, публицист, д-р филол. наук (1962). Родился в семье историка античности С. Я. Лурье (1891–1964). Окончил исторический ф-т ЛГУ (1941), ученик М. Д. Приселкова
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа
Источник: Святыни Петербурга

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре

В центре всего ансамбля высится монастырский собор. Его место было определено уже первоначальным проектом Д. Трезини, хотя автором первого здания был не он, а арх. Т. Швертфегер
Источник: Святыни Петербурга

Феодоровский Государев собор

ФЕОДОРОВСКИЙ ГОСУДАРЕВ СОБОР в Царском Селе (г. Пушкин, Академический просп., 32), пам. архитектуры, входит в состав незавершенного комплекса Феодоровского городка. Сооружен на средства имп. семьи в 1909-12 по проекту арх. В. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церкви БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ и ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Лютикова Свято-Троицкого мужского монастыря Калужской епархии

Лютиков монастырь основан в первой половине XVI века на правом берегу Оки, в 6,5 верстах от уездного города Перемышля. Особым почитанием в нем пользовалась икона „Скоропослушница“, привезенная в 1872 с Афона
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА на Богословском кладбище

На Выборгской стороне в 1715 было создано особое „госпитальное“ кладбище, на котором хоронили умерших в сухопутном и морском госпиталях. Позднее вблизи так называемого Куликова поля (у пересечения нынешних Арсенальной и Минеральной улиц) появилось
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (Чернышевского пр., д. 3)

В этом храме хранилась одна из самых чтимых святынь Петербурга – исполненный на кипарисе список чудотворной иконы Божией Матери „Всех скорбящих радости“, находившейся в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Садовая ул.)

Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову – и в воскресенье Там слушать русское богослуженье. Этот упомянутый Пушкиным в поэме „Домик в Коломне“ храм не был архитектурным шедевром, хотя его возвел известный зодчий И. Е
Источник: Святыни Петербурга

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)

Многие из горожан еще помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961, чтобы освободить место для новой станции метро
Источник: Святыни Петербурга