Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ при Дирекции Императорских театров и Театральном училище

Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ при Дирекции Императорских театров и Театральном училище


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви в государственных учреждениях

В 1783 в Петербурге при слиянии танцевальной и театральной школ образовалось Театральное училище, куда для обучения балету брали детей с девяти, а другим сценическим искусствам – с двенадцати лет. „Ученики, – писал современник, – набираются из обоих полов, а также из низов, в том числе из Воспитательного дома“. Это училище, открывшееся на Гагаринской набережной (ныне наб. Кутузова, 18), стало колыбелью знаменитого русского балета и театра.
После того как училище переехало с Невского проспекта, 52, где оно размещалось с 1797, в купленный дом на Екатерининском канале (ныне № 93) у Львиного мостика, Высочайше было приказано учредить при училище церковь. Она первоначально была устроена в небольшой комнате верхнего этажа двухэтажной части здания и выходила окнами на Офицерскую улицу. Имевшая скромное убранство, домовая церковь 23 февраля 1806 была освящена.
В здании на канале учились известные артисты: Е. С. Семенова, А. Колосова, братья Каратыгины, балерины А. И. Истомина, Е. А. Телешова. Храм был приписан к Вознесенской церкви (см. приходскую церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ) и открыт для посторонных. Здесь часто говело семейство Пушкиных, молились Н. Всеволожский, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев.
Проводя в 1821–1822 перестройку здания училища, А. Е. Штауберт устроил для церкви новое, более просторное помещение на третьем этаже. Тогда же был сделан новый резной иконостас работы С. Куликова и Н. Тарасова. Тринадцать образов написал акад. Д. И. Антонелли; роспись исполнил Б. Медичи, лепку – Н. Саягин. Ангелов из папье-маше на иконостасе сделал скульптурный мастер Роман Шемаев. Обновленный храм 26 декабря 1822 освятил архимандрит Поликарп, ректор Духовной академии. Император Александр I пожертвовал причту ризницу из малинового бархата.
После реформы 1829 года училище подчинялось Дирекции Императорских театров и в 1835 переехало вместе с нею в огромное здание, возведенное по проекту К. И. Росси на Театральной улице. Архитектор А. К. Кавос устроил в нем на третьем этаже освященный 21 ноября 1836 храм, куда перенесли прежнее убранство. Многие известные артисты (например Петипа) венчались здесь и крестили своих детей.
В 1851 директор Императорских театров А. М. Гедеонов поручил архитектору Дирекции И. И. Климову расширить и заново украсить храм. Лепку на сводах исполнил В. Д. Репин.
Несколько образов в золоченых окладах было пожертвовано бывшими воспитанниками училища. Например, сестры Елизавета и Зинаида Ришар поднесли иконы „Успение“ и „Свт. Митрофан“, которые они купили в 1858 в Париже из трофеев, захваченных французами в Керчи во время Крымской войны. Актриса П. К. Громова подарила в 1872 образ свт. Николая в золоченой ризе, украшенной драгоценными камнями.
По инициативе актера Л. Л. Леонидова артисты и служащие устроили в 1883 в память коронования Александра III киот в русском стиле с образами Пресвятой Троицы и Феодоровской Божией Матери, а после смерти Императора акад. А. Н. Новоскольцев написал посвященную ему икону св. Александра Невского.
Долго – с 1814 по 1845 – прослужил в церкви прот. Петр Алексеевич Успенский; последним настоятелем с 1886 до закрытия был прот. Василий Фавстович Пигулевский.
С октября 1917 церковь стала приходской. В следующем году нарком А. В. Луначарский разрешил сохранить ее, выдав охранное свидетельство. Церковь была закрыта 20 марта 1922, но затем по ходатайству известных драматических артистов богослужения в ней возобновились. Окончательно она закрыта 1 марта 1923, после чего помещение передали Музею академических театров. Иконостас оставался на месте еще пять лет.
Ныне в здании размещается Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, педагоги которой еще в 1993 хотели восстановить церковь. В июне 1998 выделено и освящено помещение под церковь, где был установлен новый иконостас с образами, написанными в мастерских Академии художеств. Балетмейстер Олег Виноградов пожертвовал 36 икон (среди них старинный образ Спаса Нерукотворного) из своего собрания. В 2000 состоялась первая литургия, но с той поры богослужения совершаются редко.

Архивные источники
РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2280; Ф. 498. Оп. 1. Д. 2, 2715; Ф. 678. Оп. 1. Д. 444. Л. 21.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 28. Д. 46; Ф. 292. Оп. 1. Д. 1–10.
Литературные источники
ИСС. 1878. Т. 6. С. 296–298.
ПАЛ. С. 204.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 212–213.
Периодика
ВПГ. 1896. № 242.
ЛП. 1988. № 2. С. 23.
СПбЕВ. 1992. Вып. 9. С. 52.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антонелли Дмитрий Иванович
Кавос Альберт Катаринович
Климов Иван Иванович
Куликов Сергей
Медичи Барнаба (Варнава Иосифович)
Новоскольцев Александр Никанорович
Пигулевский Василий Фавстович
Поликарп, архимандрит
Репин Василий Дементьевич
Росси Карл Иванович (Карло Джованни)
Саягин Н.
Тарасов Николай
Успенский Петр Алексеевич
Шемаев Роман
Штауберт Александр Егорович

Адреса
Зодчего Росси ул./Санкт-Петербург, д. 2

Предметный указатель
Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Театральное училище
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ
Львиный мост
Дирекция императорских театров
Академических театров музей
Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой