Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ Большеохтинского отделения Всероссийского Александро-Невского братства трезвости

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ Большеохтинского отделения Всероссийского Александро-Невского братства трезвости


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви религиозно-просветительных обществ

В конце XIX – начале XX века в деревне Исаковке, лежавшей между Большой Охтой и Пороховыми, проживало несколько тысяч человек, в основном фабричных рабочих. В 1893 отставной подшкипер Михаил Виссарионович Проворов задумал выстроить на своей земле и на свои средства деревянную шатровую часовню в память спасения царской семьи в Борках. Возведенная ровно за год по проекту А. И. Балинского, часовня была выдержана в „византийском“ стиле и освящена 20 июля 1896. В деревне она оставалась единственной до 1904, когда на углу Чернавской и Константиновской улиц появилась еще одна, тоже деревянная часовня.
Весной 1915, „в благодарность за избавление от тяжелого недуга“, Проворов просил перенести часовню на новое место и переделать ее в молитвенный дом в память объявления трезвости в России. Этот план не был реализован. Но 28 декабря 1915 был утвержден предложенный арх. М. Ф. Покорным (или А. А. Полещуком) проект одноэтажного деревянного здания, которое 24 января 1917 митрополит Питирим освятил как храм.
Средства на его постройку и ризницу дал все тот же Проворов, за что получил разрешение быть похороненным с семьей в церковном склепе. Пот. поч. гражд. В. Т. Марков заказал и подарил храму богатый киот с образом прп. Серафима.
Церковь подчинялась местному отделению Общества трезвости, являясь в то же время приходским храмом, где часто служил епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий священномученик. Ежегодно 7 июня из нее шел крестный ход в Колтуши к тамошней чудотворной иконе.
Настоятелем перед революцией был о. Николай Андреевич Петропавловский, в 1938 расстрелянный чекистами.
Несмотря на „требования трудящихся“, подаваемые с 1931, церковь закрыта только 14 июля 1934 и затем снесена. Ныне на этом месте стоят жилые дома.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 202 (2 отд. 2. ст.). Д. 43; Оп. 204. Д. 264; Ф. 799. Оп. 26. Д. 1721; Ф. 835. Оп. 1. Д. 684.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 107. Д. 2; Ф. 256. Оп. 32. Д. 344; Оп. 36. Д. 102; Ф. 835. Оп. 1. Д. 684.
Литературные источники
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 115–116.
Периодика
ВПГ. 1895. № 160; 1896. № 169; 1915. № 114; 1917. № 21.
ПрЦВ. 1896. № 30. С. 1093–1094.
АХЕ. 1917. № 6. С. 45.
ИПЕ. 1917. № 7. С. 6–8.
Родная жизнь. 1917. № 6. С. 13–14.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Балинский Антонин Иванович
Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит
Петропавловский Николай Андреевич
Питирим (Окнов), митрополит
Покорный Михаил Францевич
Полещук Александр Артемьевич

Адреса
Металлистов пр./Санкт-Петербург, д. близ д. 21

Предметный указатель
Александро-Невское братство трезвости



Александро-Невское братство трезвости

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО ТРЕЗВОСТИ Всероссийское, создано в 1898 по инициативе настоятеля ц. Воскресения на Обводном кан. свящ. А. В. Рождественского (1872-1905) как об-во для борьбы с нар. пьянством, являлось отделом Об-ва религ.-нравств
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

Выполняя свои задачи, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения (см. церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения) стремилось строить храмы главным образом на окраине и в рабочих районах
Источник: Святыни Петербурга