Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ

Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи.
Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге весной 1708; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Прасковья Феодоровна. Вначале икона была помещена в „небольшой светличке“ – деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. В 1712 в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Между 1708 и 1709 рядом с часовней была построена деревянная одноименная церковь, куда и перенесли чтимый образ. Временно, в 1721–1727, он пребывал в Троицком соборе (см. собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский).
Уже с 1705 начался сбор средств на постройку каменного храма, который вначале думали возвести по проекту Д. Трезини у Гостиного двора на Городовом острове. Однако каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом была заложена 6 сентября 1733 на Невском, предположительно, по проекту М. Г. Земцова. Церковь – первую православную на Невском – освятили 13 июня 1737 в присутствии Императрицы, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Для него был сделан золотой оклад, украшенный драгоценными каменьями. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное – мастер И. Геринг, иконы – И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев. Образ „Рождества Богородицы“ написал в 1747–1748 известный живописец Л. Каравак.
Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и именуемая при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. Уже в середине XVIII века С. А. Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлен, и в дальнейшем пришлось ограничиваться отдельными улучшениями, в частности, в 1772 деревянные пилястры на фасаде были заменены алебастровыми. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но и он остался на бумаге.
В 1799 Император Павел I объявил конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Дж. Тромбара, Ж. Тома де Томон, однако результатов он не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.
27 августа 1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился в течение целого десятилетия и обошелся казне в 4,7 млн руб. Его освящение в Высочайшем присутствии совершил 15 сентября 1811 митрополит Амвросий. В том же году была разобрана старая церковь. Отделочные работы в новом храме заняли четыре года и шли даже по ночам.
Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешаны захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского. До освящения Исаакиевского собора Казанский был кафедральным собором столицы.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и были обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили выдающиеся мастера ампира: рельефы – И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи – С. С. Пименов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых „райских дверей“ XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уцелели всего два: „Несение креста“ Ф. Ф. Щедрина и „Взятие под стражу“ Ж. Д. Рашетта, остальные уже в 1814 удалили.
Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хотя по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа (большинство их ныне хранится в Русском музее) были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукину, О. А. Кипренскому и др.
Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В. Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Ж. Герен – огромное, в 180 свечей, паникадило. К дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей новой ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. Некоторые предметы (например, Евангелия в окладах, дарохранительница и брачные венцы) были взяты из прежнего храма.
До конца 1829 в соборе продолжались доделки и переделки, которыми руководил О. Монферран. Пилястры были покрыты искусственным мрамором, капители колонн позолочены. Б. Медичи написал новый фриз, художники Ф. Г. Солнцев, А. Т. Марков, А. В. Нотбек и Н. М. Тверской – новые фигуры евангелистов в парусах.
После изгнания французов из России донской атаман гр. М. И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Этим серебром в 1834–1836 мастером Ж. Гереном (по идее К. А. Тона) был облицован главный иконостас (через 30 лет то же сделали в приделах). Дополнительные иконы для него написали В. К. Сазонов и Ф. П. Брюлло. Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах, – в 1840 их поставили на место.
В 1844 –1845 в соборе прошел первый ремонт, в 1862–1865 – второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир А. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для плащаницы великолепную гробницу, в следующем – серебряные рельефы для престола, а шесть лет спустя – две чеканные серебряные хоругви.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный архитектор А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись обновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни, серебряные иконостасы – мастер Панкратов. Он же покрыл серебром боковые престолы.
Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проекту Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была, по примеру других храмов, устроена Голгофа (живопись – акад. В. В. Васильев) с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 Иерусалимский Патриарх Дамиан.
В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило (1644), дарохранительница – подарок Анны Иоанновны, брачные венцы вел. кн. Павла Петровича и его первой супруги, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Бельских, а также старинный крест-мощевик XVII века. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконками, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.
В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне – манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, под металлическим козырьком помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным. Перед ним горела неугасимая лампада. Все расходы на эту работу оплатили супруги Сусловы.
Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада (см. часовню благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО) в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади (см. приходскую церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Спасо-Сенновскую), чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году.
Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались „царские дни“, когда на богослужении присутствовали министры и видные сановники. При пении „Тебя, Бога, хвалим“ с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января – национальный праздник св. Саввы отмечали столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.
С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом дешевых квартир и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
28 октября 1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице заутреню служили у храма, на площади перед ним. 18 января 1921 митрополит Вениамин освятил „пещерный“ придел сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, где служили зимой.
Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Петра Николаевича Мысловского, известного по делу декабристов, „русского мудреца“ Федора Федоровича Сидонского, прот. Герасима Петровича Павского, учителя царских детей, и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников.
Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был 25 января 1932 отнят у верующих, а уже 15 ноября 1932 открыт как Музей истории религии и атеизма.
Чудотворная икона в 1940 из Смоленской кладбищенской церкви была перенесена во Владимирский собор, и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 тайком, без крестного хода, она возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930–1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона – лишь ее список, исполненный в XIX веке. Так как местонахождение прежней иконы неизвестно, появились домыслы, что она попала в униатский храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу римского папы.
25 мая 1991 в левом приделе возвращенного епархии собора возобновились богослужения, через год они начались и в главном приделе. 30 апреля 1994 на купол поднят крест.
29 марта 1998 митрополит Владимир освятил Казанский собор по полному чину, а в 2000 он вновь стал кафедральным.

Архивные источники
Указаны в кн.: Казанский собор. СПб., 2000. С. 245–250.
Литературные источники
ИСС. 1869. Т. I. С. 128–161.
Краткие сведения об устройстве среброкованой одежды на главный престол Казанского собора… СПб., 1886.
Краткое описание Казанского собора… СПб., 1895; 1908.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери… СПб., 1896.
ЛМХ. Вып. 2. С. 37–50.
Аплаксин А. П. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811–1911. СПб., 1911.
Лукомский Г. К. Решетка Казанского собора. Пг., 1915.
Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.– М., 1963. С. 33–58.
Бутикова М. С., Краснов Н. П. Музей истории религии и атеизма. М.–Л., 1965.
ПАЛ. С. 160–163.
Казанский собор. Музей истории религии и атеизма. Л., 1985.
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л, 1989. С. 286–302.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 48–54.
Казанский собор. СПб., 2000.
Периодика
Северная почта. СПб., 1811. № 74–76.
ПДВ. 1895. № 29–30. С. 722–734.
Труды Всеросс. Акад. художеств. Вып. 1. М.–Л., 1947. С. 151–154.
Ежегодник Музея ист. и атеизма. Л., 1957. Т. 1. С. 437–458.
АН. 1976. Вып. 24. С. 41–50.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Ажи Петр Петрович (Анжис Пьер Луи)
Александр I, император
Александр II, император
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Анна Иоанновна, императрица
Аплаксин Андрей Петрович
Барклай де Толли Михаил Богданович князь (Михаэль Андреас)
Басин Петр Васильевич
Бельский Алексей Иванович
Бельский Иван Иванович
Боровиковский Владимир Лукич
Бруни Николай Александрович
Бруни Федор (Фиделис) Антонович
Брюлло Федор Павлович
Брюллов Карл Павлович
Васильев Василий Васильевич
Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит
Владимир (Владимир Саввич Котляров), митрополит
Волков Семен Артемьевич
Воронихин Андрей Никифорович
Герен Жак
Геринг Иоганн
Гонзага Пьетро ди Готтардо (Петр Федорович)
Гордеев Федор Гордеевич
Горскин Иван Петрович
Дамиан, Патриарх Иерусалимский
Демут-Малиновский Василий Иванович
Евреинов Дмитрий Иванович
Егоров Алексей Егорович
Елизавета Петровна, императрица
Земцов Михаил Григорьевич
Иванов Андрей Иванович
Камерон Чарлз
Каравак Луи
Каракозов Дмитрий Владимирович
Кваренги (Гваренги) Джакомо
Кипренский Орест Адамович
Кретьен Федор
Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович, светлейший князь
Леблон А.
Липгарт Эрнст Карлович
Львов Николай Александрович
Мария Федоровна, императрица, супруга Александра III
Марков Алексей Тарасович
Мартос Иван Петрович
Медичи Барнаба (Варнава Иосифович)
Мелентьев Гавриил Ипатович
Монферран Август Августович (Анри Луи Огюст Леже Рикар) де
Мысловский Петр Николаевич
Набоков Николай Васильевич
Николай I, император
Никонов Николай Никитич
Нотбек Александр Васильевич
Орловский Борис Иванович
Орнатский Философ Николаевич
Павел I, император
Павский Герасим Петрович
Панкратов
Парланд Альфред Александрович
Пименов Степан Степанович
Платов Матвей Иванович
Прасковья Федоровна, царица
Прокофьев Иван Прокофьевич
Рашетт Жан-Доминик
Сазонов Василий Кондратьевич
Сидонский Федор Федорович
Соколов Арсений Яковлевич
Солнцев Федор Григорьевич
Строганов Александр Сергеевич, граф
Судковский Михаил Степанович
Тверской Н. М.
Теннер Пауль
Тома де Томон Жан-Франсуа
Тон Константин Андреевич
Торичелли Фридолино
Трезини Доменико
Тромбара Джакомо
Тюрин Иван Алексеевич
Чайковский Петр Ильич
Шебуев Василий Козьмич
Щедрин Феодосий Федорович
Щукин Степан Семенович

Адреса
Казанская пл./Санкт-Петербург, д. 2

Предметный указатель
Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-Петровский)
Часовня благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Спасо-Сенновская)
Собор равноапостольного кн. ВЛАДИМИРА
Кутузову М.И., памятник
Барклаю де Толли М. Б., памятник
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Русский музей государственный
Академия художеств
Академия художеств
Синод
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость
Истории религии музей
Князь-Владимирский собор
Канцелярия от строений
Казанский собор