Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ ФЕОДОРОВСКОЙ в память 300-летия царствования Дома Романовых

Собор БОЖИЕЙ МАТЕРИ ФЕОДОРОВСКОЙ в память 300-летия царствования Дома Романовых


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать „священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа“, отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др.
Мысль о создании юбилейного храма возникла в 1907 у „Союза русского народа“, и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования, которые принесли 500 тыс. руб. В 1910 был проведен конкурс, победителем его вышел гражд. инж. С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 на отведенном близ Николаевского вокзала месте.
Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство юного боярина Михаила Романова. В 1700 монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы.
В августе 1868 монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции возвели, по проекту А. А. Лекшинского, возле ее ворот сперва деревянную, а затем каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил ее 1 сентября 1904 как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к зданию были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек церковь действовала до 1914.
Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский и Житомирский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 в присутствии вел. кн. Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта – С. С. Кричинского. Поскольку главной была идея памяти о „двух русских царственных домах“, то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась Рюриковичу – св. Александру Невскому. 7 сентября 1913 в ней были освящены два придела: правый, св. Филарета Милостивого, и левый – мц. Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых.
Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в стиле XVII века. Отсутствие в ней колонн создавало ощущение большого простора. В церковь вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И. М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых.
В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы (копии старинных) написали под руководством проф. Н. В. Покровского известные в Москве „изографы“: В. П. Гурьянов, Н. С. Емельянов, Г. И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В. С. Щербакову, но он написать их не успел.
Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, мраморный престол, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 саж. и отлила колокола с именами членов царской семьи. Серебряная дарохранительница – уменьшенная копия Успенского собора – была подарена храму Государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря – Гвардейским корпусом. Не успели сделать место Патриарха и сень над плащаницей.
Главный придел нижней церкви во имя св. Александра Невского оформить не смогли, хотя Г. И. Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инж. С. Н. Смирновым. Росписи предполагалось выполнить в стиле новгородской Нередицы. Названный придел был освящен лишь осенью 1920, одновременно с правым – свт. Николая и мц. Александры – в верхней церкви, куда перед этим перевезли иконостас из закрытой церкви Пересыльной тюрьмы (см. церковь мч. МИХАИЛА, КНЯЗЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, при Городской пересыльной тюрьме).
Это послереволюционное освящение сильно отличалось от происходившего 15 января 1914 в главном приделе верхней церкви, на котором присутствовали Государь с дочерьми, члены Императорской фамилии, представители разных сословий и потомки подписавших грамоту об избрании Михаила Феодоровича на царство. Освящение совершил митрополит Владимир, будущий новомученик. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем по-прежнему монахи Феодоровского монастыря, хотя настоятелем был назначен о. Владимир Александрович Шамонин.
Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы В. И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку С. В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П. К. Ваулина. Купол собора был покрыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В. М. Васнецова.
Хотя начавшаяся война резко замедлила работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, настроенными известным специалистом Г. Плешковым, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича. Не хватило времени и на палату Всероссийского союза православных братств с библиотекой и книжным складом.
14 марта, в день начала царствования Романовых, в соборе служилась торжественная литургия, а в положенные дни свершались панихиды по умершим членам династии: например, 21 февраля – по царю Михаилу Феодоровичу. Хором храма руководил А. Н. Николаев, последователь известного духовного композитора А. Д. Кастальского, возрождавшего в Москве старинные распевы.
С 1881 в расположенной поблизости Александровской (Боткинской) больнице действовала деревянная (с 1914 каменная) часовня св. Александра Невского.
После революции монахи продолжали служить в соборе до его закрытия 23 июля 1932, после чего он вскоре был перестроен под молокозавод.
Ныне после многих просьб, несмотря на все долголетние хлопоты, собор не возвращен верующим. 7 октября 1993 вблизи него была заложена деревянная церковь, освященная 28 марта 1998 во имя Новомучеников и исповедников Российских.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 26. Д. 621; Ф. 797. Оп. 43 (2 отд. 3 ст.). Д. 10.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 1. Д. 1915; Ф. 826. Оп. 1. Д. 1, 32, 85, 86.
Литература
Исторические данные о Феодоровском Городецком монастыре. СПб., 1910.
Макаревский М. И. Храм-памятник в С.-Петербурге 300?летия царствования Дома Романовых. СПб., 1911.
История Феодоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. С. 112–137.
Отчет строительного комитета по сооружению в Петрограде храма-памятника… Пг., 1914–1916, 1917.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 54–55.
Периодика
НВ. 1894. № 6576.
ВПГ. 1894. № 139; 1897. № 156; 1903. № 54; 1904. № 257; 1909. № 38; 1915. № 136.
ПрЦВ. 1910. № 43. С. 1625; 1911. № 33. С. 1405–1410; № 34. С. 1433–1438; 1913. № 12. С. 549–552; № 17. С. 772–773, № 32. С. 1445–1448; № 37. С. 1684–1685; № 51–52. С. 2416; 1914. № 4. С. 189–205.
Зодчий. 1910. № 12. С. 129–130; 1914. № 11. С. 122–123.
Аполлон. 1914. № 5. С. 47–49.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский и Житомирский
Васнецов Виктор Михайлович
Ваулин Петр Кузьмич
Ваулин Петр Кузьмич
Владимир (Владимир Саввич Котляров), митрополит
Гурьянов Василий Павлович
Дикарев Иван Михайлович
Емельянов Николай Сергеевич
Кричинский Степан Самойлович
Лекшинский А.А.
Михаил Александрович, вел. князь
Михаил Федорович, царь
Назарий (Кириллов), епископ Гдовский, архиепископ Нижегородский
Оловянишников П.И.
Покровский Николай Васильевич
Сергий (Иван Николаевич Старгородский), патриарх
Смирнов Сергей Николаевич
Траубенберг В. И.
Чехонин Сергей Васильевич
Чириков Григорий Иосифович
Шамонин Владимир Александрович
Щербаков Валентин Семенович

Адреса
Полтавская ул./Санкт-Петербург, д. 7
Товарный пер./Санкт-Петербург, д. 1-б

Предметный указатель
Церковь мч. МИХАИЛА, КНЯЗЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, при Городской пересыльной тюрьме
Московский вокзал
Феодоровского монастыря Нижегородской епархии подворье
Пересыльная тюрьма
Майоликовая мастерская П. К. Ваулина
Инфекционная больница им. С.П.Боткина городская
Церковь во имя Новомучеников и исповедников России
Феодоровский собор


Феодоровский собор

ФЕОДОРОВСКИЙ СОБОР, собор Феодоровской иконы Божией Матери (Товарный пер. 1б). Построен в 1911-14 в стиле храмов Ростова Великого 17 в. (гражд. инж. С. С. Кричинский) в честь 300-летия дома Романовых на пожертвования
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь мч. МИХАИЛА, КНЯЗЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, при Городской пересыльной тюрьме

Пересыльная тюрьма находилась с начала XIX века при Управе благочиния на Моховой улице, 41, где имелась молитвенная комната для напутственных молебнов. В 1852 тюрьма переехала в здание б
Источник: Святыни Петербурга