Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Старообрядческая церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА общины, приемлющей священство, переходящее от Великороссийской Церкви

Старообрядческая церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА общины, приемлющей священство, переходящее от Великороссийской Церкви


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Старообрядческие храмы и молельни/Поповцы

Старообоядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 все ограничения со старообрядцев были сняты.
Перд революцией в Петербурге насчитывалось около 10 000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев в городе сократилось во много раз.

Когда в XVII веке в Русской Православной Церкви начался раскол, общины старообрядцев, желавшие сохранить преемственность в священстве, стали переманивать к себе православных клириков. Эти старообрядцы получили название „беглопоповцев“. Беглопоповские общины особенно распространились на Черниговщине, в Заволжье и на Урале. Хотя в XIX веке большая часть беглопоповцев перешла в Белокриницкое согласие, некоторые из них остались в прежнем состоянии.
Когда в 1905 старообрядцам была дана полная свобода, среди беглопоповцев возникло движение за объединение с Православной Церковью с целью принять от нее через миропомазание епископа. Для этого в 1911 в Нижнем Новгороде был созван всероссийский съезд, который, однако, ограничился одними рекомендациями. Только в 1920-е беглопоповцы получили свою иерархию благодаря известному епископу Томскому Андрею (Ухтомскому).
В столице беглопоповская община была зарегистрирована в самом начале 1903. Для ее храма была занята одна из квартир пятиэтажного здания, выстроенного в 1902–1904 известным зодчим модерна Д. Г. Фомичевым для братьев Николаевых.
Так как священник приезжал в общину из Москвы всего один-два раза в год, все обряды в ней совершал уставщик. В 1912 священническое место занял священноиерей Козьма Феоктистович Кузьмин из Лиговской общины Белокриницкого согласия (см. старообрядческую церковь Лиговской общины Белокриницкого согласия).
Ни об устройстве, ни о произошедшем в 1920 закрытии этого храма сведений не найдено.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 5349; Ф. 569. Оп. 12. Д. 386.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Андрей (Ухтомский), епископ Уфимский
Кузьмин Козьма Феоктистович, священноиерей
Фомичев Демьян Галактионович

Адреса
Батайский пер./Санкт-Петербург, д. 12
Малодетскосельский пр./Санкт-Петербург, д. 25

Предметный указатель
Старообрядческая церковь Лиговской общины Белокриницкого согласия
Старообрядцы



Старообрядцы

СТАРООБРЯДЦЫ, представители течения в Рус. правосл. церкви, сохраняющие "старые" обряды и отвергающие церк. реформу, осуществленную в сер. 17 в. патриархом Никоном. С. селились в СПб. с его основания, но первонач. подвергались гонениям
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга