Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Старообрядческие церкви УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Громовском кладбище

Старообрядческие церкви УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на Громовском кладбище


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Старообрядческие храмы и молельни/Поповцы

Старообрядцы жили в столице с момента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 все ограничения со старообрядцев были сняты.
Перед революцией в Петербурге насчитывалось около 10 000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев сократилось во много раз.

Громовское кладбище на южной окраине города было одним из центров Белокриницкого согласия. Свое название оно получило от богатых купцов Громовых, выходцев из старообрядческого села Гуслицы под Москвой. Поначалу кладбище поповцев находилось на Волковом поле, но когда при Павле I оно перешло к единоверцам (см. церкви СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и прор. ИЛИИ на Волковском единоверческом кладбище), Ф. Громов в 1825 подарил для него землю в другом месте, где девять лет спустя возникло новое кладбище с богадельней и моленной в деревянном доме.
В 1844 здесь была освящена деревянная Успенская церковь на 150 человек, куда из закрытой моленной на Ивановской улице перенесли иконы XVI века и утварь.
С появлением в 1862 „окружного послания“, которое разделило поповцев на окружников и неокружников, кладбище отошло к первым, которых было большинство.
В 1878 небольшая церковь с главкой была расширена двумя приделами, а в 1906 украшена звонницей. 19 февраля 1907 при ней была учреждена старообрядческая община, решившая выстроить новый храм.
В 1912 по проекту Н. Г. Мартьянова, архитектора-старообрядца из Москвы, на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного Покровского храма на 2000 человек. Вчерне он был готов в следующем году, и уже 16 ноября 1914 состоялось освящение придела ап. Иакова, размещенного под шатровой колокольней. 4 января 1915 епископ Геронтий освятил главный придел, но боковые остались неосвященными, равно как и нижний храм, который, как выяснилось, временами заливало водой.
Старинные иконы для пятиярусного иконостаса, вырезанного из дуба в Москве, частью были взяты из старой деревянной церкви, частью куплены. Среди них выделялись иконы Владимирской Божией Матери, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца XVI века. Паникадило и подсвечники были современными, но стилизованы под старину.
После постройки каменного храма деревянная Успенская церковь была сохранена – ее использовали в зимнее время и для панихид. В первый Спас крестный ход для водосвятия шел на кладбищенский пруд или через весь город – на Неву.
После Октябрьского переворота кладбище с храмами перешло к общине протопопа Аввакума. В октябре 1922 Успенская церковь была закрыта, а Покровская взята под охрану обществом „Старый Петербург“, что не спасло ее в 1932 от закрытия. Возглавлявший приход епископ Геронтий (Лакомкин) был репрессирован. Полуразрушенное здание и кладбище частично сохранились до наших дней. Кладбище было закрыто в 1939 году.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 156. Д. 273; Ф. 569. Оп. 12. Д. 1780.
Периодика
ЦОВ. 1874. № 19. С. 5–8.
ПГ. 1882. № 187.
ХЧ. 1883. № 1–2. С. 228–235.
ПЛ. 1913. № 282.
Слово Церкви. 1915. № 1. С. 28; № 2. С. 55.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Геронтий (Григорий Иванович Лакомкин), епископ
Мартьянов Николай Георгиевич

Адреса
Ташкентская ул./Санкт-Петербург, д. 8-18

Предметный указатель
Церкви СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ, БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и прор. ИЛИИ на Волковском единоверческом кладбище
Старообрядцы
Единоверцы
Громовское кладбище
"Старый Петербург", общество


Громовское кладбище

ГРОМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ (Ташкентская ул., 8), в Московском районе, между линиями Балтийской и Варшавской ж.д. Пл. 11 га. Открыто в 1835 на земле, пожертвованной купцом-миллионером Ф.Г. Громовым (отсюда назв.)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Старообрядцы

СТАРООБРЯДЦЫ, представители течения в Рус. правосл. церкви, сохраняющие "старые" обряды и отвергающие церк. реформу, осуществленную в сер. 17 в. патриархом Никоном. С. селились в СПб. с его основания, но первонач. подвергались гонениям
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Старообрядческая церковь свт. ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, при Чубыкинской богадельне

Старообрядцы жили в столице с мосента ее основания и, процветая в царствование Екатерины II и Александра I, в конце царствования Николая I подверглись притеснениям
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО на Митрофаниевском кладбище

Поначалу кладбище на южной окраине столицы, близ старинной деревни Тентелево, между позднейшими Варшавской и Балтийской линиями железной дороги, возникло в 1831 как холерное, но затем стало обычным городским, где хоронили в основном простолюдинов
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при складах Главного интендантского управления

Снабжение армии Петр I поручил Интендантскому приказу, который в начале XIX века стал департаментом в составе Военного министерства. Главное интендантское управление, возникшее после реформы 1910, помещалось на Мойке у Поцелуева моста (ул
Источник: Святыни Петербурга

ЧУБЫКИНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ (БОГАДЕЛЬНЯ ИМЕНИ П. И. ЧУБЫКИНА)

Создана на средства царскосельского купца 1-й гильдии Петра Ивановича Чубыкина (? – 1882), оставившего 75 000 рублей по завещанию от 17 ноября 1881 на постройку дома и необходимую обстановку для богадельни в С
Источник: Благотворительность в России