Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела)

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Желая отметить рождение вел. кн. Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны, молившиеся в Никольском соборе, просили в 1832 позволить им выстроить на „Козьем болоте“ собственный каменный храм. Через пять лет прапорщица Анна Дмитриевна Лебедева завещала для этой цели 25 тыс. руб., но прошло еще семь лет, прежде чем нужные средства были собраны. В конце 1843 Император разрешил возведение церкви.
Как обычно, вначале из дерева была сооружена часовня, освященная 10 марта 1846, а затем – временная Рождественская церковь на 1000 человек, где поставили иконостас из упраздненной Екатерингофской церкви (см. приходскую церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ, Екатерингофскую). Она была освящена 22 февраля 1846 и простояла до 1861 года. В ней поставили гипсовую модель Вифлеемской пещеры. 24 апреля 1849 произошло освящение бокового Тихвинского придела.
Первоначальный проект каменной церкви, предложенный А. И. Шевцовым, Николай I не одобрил, потребовав „дать церкви лучший вид“. Н. Е. Ефимов переделал этот проект, и с крестным ходом из Никольского собора епископ Ревельский Нафанаил заложил 12 октября 1847 двухэтажный каменный храм на 1500 человек, близкий по своему русско-византийскому стилю одновременным постройкам К. А. Тона. На его строительство в этот день среди присутствующих было собрано 4402 руб. Из-за болотистой почвы храм строился на сваях; работами руководили сперва А. И. Шевцов и В. Ф.  Небольсин, а с 1850 – опытный Ф. И. Руска.
Хотя в 1851 здание было вчерне готово, распри в строительном комитете и нехватка денег сильно замедлили его отделку, которую вел К. Я. Маевский, ученик Тона. К 1855 на церкви установили кресты, своим видом копировавшие кресты Исаакиевского собора, а фасады окрасили в охристый цвет. Только 28 февраля 1859 митрополит Григорий освятил главный придел верхнего храма. За ним последовали: 4 октября 1859 – правый Тихвинский и 8 ноября 1861 – левый Михайловский, от которого пошло народное название церкви. Колокола были повешены в барабанах боковых главок.
Снаружи купола и кресты церкви были вначале покрыты особой золоченой тканью, изобретенной купцом Старчиковым, но она оказалась непрочной, и со временем ее пришлось заменить покраской. Минуло несколько лет, и Маевскому в 1867–1869 пришлось ремонтировать главный купол, который стал протекать. Тогда же он перестроил паперть и пристроил ризницу. Иконостасы в верхнем храме вырезал из сосны охтинский резчик П. М. Алексеев, иконы в главном приделе написали В. Н. Бовин и К. С. Осокин (он же расписал купол), лепку исполнил С. И. Муратов. Эскиз иконостаса утвердил сам Император, избравший русский стиль.
Уникальность всему храму придавала церковь-вертеп в центре подвального этажа, которая в точности воспроизводила Вифлеемский храм на месте Рождения Спасителя. При ее создании арх. С. В. Садовниковым „были собраны все известные доселе описания Вифлеемской пещеры“ и использованы советы изображавших ее художников – братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, М. Н. Воробьева и известного духовного писателя А. С. Норова.
В вертеп вел длинный освещенный лампадами проход. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью: „Слава в вышних Богу“ размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами „Видевше же звезду возрадовашася радостию велиею зело“. Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень – место отдыха паломников, рядом находился мраморный колодец с освященной водой. Со сводчатого потолка спускались 47 разнообразных лампад, на стенах восковыми красками были изображены рождественские сюжеты и висело множество икон.
Вертеп в нижнем храме был освящен 22 июня 1880 митрополитом Исидором вместе с приделом св. Иоанна Крестителя, созданным на средства старосты Н. И. Глазова, а Рождественский придел – 22 декабря 1887, накануне Рождества. По пятницам в этой церкви служилась рождественская вечерня; здесь же с 1894 до постройки своего храма (см. приходскую церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве) молились православные эстонцы.
В створе Торговой улицы И. М. Гольмдорф в 1895–1897 выстроил вместо деревянной каменную часовню на средства купеческой вдовы П. А. Фоминой.
В 1905 в церкви был сделан капитальный ремонт с малым освящением, а на следующий год вокруг нее разбит сквер, окруженный чугунной оградой. В 1910 верхний храм вновь освящен после ремонта, при котором мастера обновили серебряный престол и, под руководством В. М. Измайловича, росписи.
В церкви не было старинных икон и святынь, кроме одной, с мощами свв. Николая, Пантелеимона, Параскевы и Сергия Радонежского, чей образ в полный рост подарили в 1894 хоругвеносцы Троице-Сергиевой лавры. Имелись зато дорогие, в серебряных окладах Евангелия и образа, богатый ковчег из золоченого серебра и красивая гробница для плащаницы, сделанная в 1859 фирмой Хлебникова.
С 1870 при церкви работало Общество вспоможения бедным с Калитинской женской богадельней и убежищем для девочек и мальчиков.
24 июля, в память о холере, вокруг соседнего Матисова острова шел крестный ход. С 1915 действовало миссионерское братство.
С 1901 священником храма служил о. Димитрий Феофанович Стефанович, активный церковный деятель, а настоятелем в 1917–1924 был прот. Николай Иоаннович Изборский. Его место занял потом прот. Михаил Павлович Чельцов, расстрелянный в Рождество 1931 по „делу графини Зарнекау“. С октября 1929 нижним храмом пользовались иосифляне, не признававшие патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
После того как замолк огромный, 9 тонный колокол, созывавший прихожан, 8–10 марта 1932 храм был закрыт, несмотря на сопротивление верующих, и в том же году взорван. Утварь и часть икон были перенесены в Покровскую Коломенскую церковь (см. приходскую церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) и Русский музей.
Сейчас о храме напоминает лишь небольшой кусок гранита в чахлом сквере

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 256; Ф. 796. Оп. 176. Д. 1848; Ф. 797. Оп. 65. Д. 321.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 35. Д. 29, 32; Ф. 421. Оп. 3. Д. 22.
Литературные источники
Исполатов А. И. Описание церкви Воскресения Христова… СПб., 1876.
Огородников С. Ф. Мало-Коломенская церковь Воскресения Христова… СПб., 1907.
ЛМХ. Вып. 4. С. 97–102.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 35–37.
Периодика
ЦОВ. 1880. № 77. С. 5–6.
ВД. 1871. № 13. С. 202.
Нива. 1893. № 52. С. 1196, 1207–1208.
ПДВ. 1897. № 45. С. 899.
ПЛ. 1880. № 119; 1910. № 265.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Алексеев Павел Михайлович
Бовин Василий Никифорович
Воробьев Максим Никифорович
Гольмдорф Иван Михайлович
Григорий (Постников), митрополит
Ефимов Николай Ефимович
Изборский Николай Иоаннович
Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит
Маевский Карл Яковлевич
Муратов Степан Иванович
Нафанаил, епископ Ревельский
Небольсин Василий Федорович
Осокин Константин Семенович
Руска Франц Иванович
Садовников Сергей Васильевич
Сергий (Иван Николаевич Старгородский), патриарх
Стефанович Димитрий Феофанович
Тон Константин Андреевич
Чельцов Михаил Павлович, протоиерей
Чернецов Григорий Григорьевич
Чернецов Никанор Григорьевич
Шевцов Алексей Иванович

Адреса
Кулибина пл./Санкт-Петербург
Союза Печатников ул./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ (Екатерингофская)
Церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве
Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Садовая ул.)
Никольский морской собор
Ювелирная фирма И. П. Хлебникова
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Русский музей государственный
Общество вспоможения бедным с Калитинской женской богадельней и убежищем для девочек и мальчиков
Собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Морской Николо-Богоявленский)


«НАШЕ ОТЕЧЕСТВО» Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация

Создана в 1999 инициативе модельера-парикмахера, обладателя звания «Мастер “Золотые руки”» Галины Пучниной. Когда-то, молясь о спасении сына, служившего на погибшей подводной лодке «Комсомолец», она дала зарок помогать нуждающимся людям. Сын Г
Источник: Благотворительность в России

ОБЩЕСТВО ВСПОМОЖЕНИЯ БЕДНЫМ В ПРИХОДЕ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В МАЛОЙ КОЛОМНЕ

Основано в 1870 в приходе церкви Воскресения Христова, стоявшей на Воскресенской площади (ныне пл. Кулибина, в створе ул. Союза Печатников, бывшей Торговой). С 1898 находившейся под августейшим покровительством вел. кнг. Ксении Александровны
Источник: Благотворительность в России

ПРАВОСЛАВНОЕ ЭСТОНСКОЕ БРАТСТВО ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО

В Петербурге на рубеже XX века жило около 4000 православных эстонцев, в основном в Большой и Малой Коломне. В 1894 при Мало-Коломенском Воскресенском храме возник эстонский приход
Источник: Благотворительность в России

Упраздненная церковь равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ при Николаевском женском училище

По указу Императрицы Марии Феодоровны в 1817 на б. Куракиной даче по Шлиссельбургскому проспекту была открыта богадельня Воспитательного дома. 15 августа того же года в ней состоялось освящение церкви (см. церковь благ. вел. кн
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (надвратная) в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре

Обращенная к Неве двухъярусная колокольня со шпицем „на мазанковых воротах“ упомянута в монастыре в 1725 году. На ней находились часы со звоном. Позже, в 1753–1754, „над воротами к Невской перспективе“, была возведена новая колокольня – из дерева
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. ИОАННА ЗЛАТОУСТА и мц. АНИСИИ при женской богадельне И. П. Лесникова

В состав учрежденного в 1837 Комитета для разбора и призрения нищих входила богадельня на 50 престарелых женщин. Она была выстроена в 1984-1895 по проекту В. Ф. Геккера рядом со зданием Комитета. Годом ранее 100 тыс. руб
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при больнице св. Николая

В Петербурге „попасть на Пряжку“ означало то же, что в Москве „попасть на Канатчикову дачу“, т. е. угодить в сумасшедший дом. Четырехэтажное, Н-образное в плане здание на Пряжке поначалу предназначалось не для душевнобольных, а для лиц
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при доме министра путей сообщения

Этот домовый храм находился на втором этаже Юсуповского дворца, который возвел в 1790 е Д. Кваренги для известного мецената кн. Н. Б. Юсупова. В 1810 дворец был куплен казной для Института путей сообщения
Источник: Святыни Петербурга

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при Особом Городском присутствии по разбору и призрению нищих

Николай I, посетив в 1834 Литовский замок, выразил недовольство, что в нем вместе с заключенными содержатся и нищие. Поэтому, по инициативе генерал-адъютанта кн. В. С
Источник: Святыни Петербурга

Церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве

В Петербурге на рубеже XX века жило около 4000 православных эстонцев, в основном в Большой и Малой Коломне. Первая православная литургия на эстонском языке прозвучала 2 января 1893 в нижней церкви Мало-Коломенского Воскресенского храма (см
Источник: Святыни Петербурга