Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Садовая ул.)

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Садовая ул.)


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову – и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.

Этот упомянутый Пушкиным в поэме „Домик в Коломне“ храм не был архитектурным шедевром, хотя его возвел известный зодчий И. Е. Старов; он не был прославлен святынями. Однако перед революцией, благодаря настоятелю прот. Василию Александровичу Акимову, здесь кипела церковная жизнь: в 1898 начались ежедневная проповедь и общенародное пение, в следующем году – новогодние молебны, в 1902 – первые в столице пассии.
Белый, с большим куполом и примыкающей двухъярусной колокольней храм был заложен о. Митрофаном Окиным из Никольского собора 28 июля 1798, хотя задумывался еще в елизаветинское время. Он строился под наблюдением арх. В. П. Петрова в стиле классицизма, исключительно на пожертвования (купец И. Г. Серяков дал 30 тыс. руб.). Так как грунт оказался зыбким, в него пришлось забить полторы тысячи свай. В 1803 были освящены сразу два придела: 18 января митрополитом Амвросием – правый, Иоанна Предтечи, 1 октября архимандритом Евгением (Болховитиновым), будущим митрополитом и писателем, – левый, прп. Марии Магдалины. Иконы для них написал Г. П. Зиновьев, запрестольные образа – Нил Уткин.
Отделка главного придела задержалась, его освящение митрополитом Амвросием произошло лишь 30 сентября 1812, в канун престольного праздника. Поскольку как раз в это время Наполеон начал отступать из России, храм, стоивший 140 тыс. руб., стал памятником победы в Отечественной войне.
Трехъярусный ампирный иконостас в главном приделе сделали охтинские резчики В. Т. Шнырев и С. А. Волков. Образа написали братья акад. Е. и П. В. Мошковы, 14 икон исполнил С. В. Костин, роспись – Г. П. Зиновьев. Многие иконы и церковные сосуды пожертвовали прихожане: так, купец Г. Пешехонов подарил золоченый ковчег с мощами 26 угодников.
В 1814–1816 около храма В. П. Стасов выстроил по своему и К. А. Тона проекту две часовни и возвел железную ограду с воротами, но в 1882 часовни были несколько переделаны А. С. Лыткиным, а ограда в 1908–1910 заменена новой по рисунку гражд. инж. Е. П. Вейнберга. В 1887 вокруг храма разбит сквер. Долгие годы, вплоть до последней войны, в нем шла оживленная торговля.
Поскольку население Большой Коломны быстро росло, то потребовалось расширение церкви. С этой целью в 1848–1850 В. Ф. Небольсин и А. И. Шевцов перенесли боковые приделы к главному, и для них охтянин Ф. Ф. Алексеев, сохранив прежние образа, вырезал по эскизу А. Н. Катина новые иконостасы, сделав к основному иконостасу добавления. 30 сентября 1850 митрополит Никанор освятил перестроенное здание. В 1882 храм украсили новыми паникадилами из бронзы (самое тяжелое весило 10 пудов), а много работавший в храме А. С. Славцов написал на наружной стене изображение Покрова. В 1892 киот с иконой Покрова был поставлен в ограде.
В 1900 гражд. инж. С. П. Кондратьев взялся за новое расширение здания, пристроив два придела (освящены 14 сентября 1902). После этого церквь стала вмещать 1000 человек. В новых приделах висели копии со „Страшного суда“ В. М. Васнецова и „Явления Христа народу“ А. А. Иванова. К столетнему юбилею в здании был проведен большой реставрационный ремонт и сделана (по рисунку Д. П. Сухова) бронзовая с серебряными рельефами гробница для плащаницы и одежда из серебра на престол, весившая три пуда. Сам юбилей отмечался три дня крестными ходами и архиерейскими службами.
Кроме чтимой местной иконы, украшенной золоченой ризой с драгоценными камнями, в церкви было несколько известных образов: Божией Матери „Всех скорбящих радости“, которую носили по домам прихожан, Смоленской Божией Матери 1712 года, Казанской и свт. Николая. Последний был написан, по преданию, одним священником в начале XIX века после чудесного сновидения. Почти все иконы имели серебряные ризы, некоторые из которых были украшены драгоценными камнями.
С 1871 при храме действовало благотворительное общество, владевшее несколькими домами. Оно содержало женскую богадельню, два детских приюта, приходскую школу, бесплатную столовую и детский санаторий под Сиверской с домовой Тихвинской церковью.
После революции клир храма разделился: в 1928 к сторонникам митрополита Иосифа отошел епископ Гдовский Димитрий (Любимов) с двумя священниками, тогда как настоятель прот. Акимов и прот. Николай Викторович Чепурин, известный церковный деятель, признали декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к богоборческой советской власти. Владыка Димитрий был арестован и умер в тюрьме как новомученик; Чепурин окончил жизнь ректором Московской Духовной академии.
15 февраля 1920, в крестильне, был освящен придел Всех русских святых с иконостасом из казачьей церкви (см. церковь сщмч. ИЕРОФЕЯ, ЕПИСКОПА АФИНСКОГО, при лейб-гвардии Казачьих частях).
Храм закрыт 18 августа 1932, его имущество отдано в Русско-эстонскую церковь (см. приходскую церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве) и Музей истории и религии. Снесен на Пасху 1934, хотя считался памятником архитектуры. На его месте по проекту Л. А. Ильина и В. А. Витмана разбит сквер, где 28 мая 2000 открыта памятная стела (арх. М. И. Скреплева), посвященная снесенному храму.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1025; Ф. 796. Оп. 79. Д. 520; Ф. 799. Оп. 25. Д. 618; Оп. 26. Д. 193; Ф. 802. Оп. 1. Д. 1219; Ф. 834. Оп. 4. д. 757; Ф. 835. Оп. 1. Д. 647.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 85; Ф. 278. Оп. 1. Д. 42, 74; Ф. 678. Оп. 1. Д. 1345. Л. 18.
Литературные источники
Гурнов Л. В. Сведения по истории Покровско-Коломенской церкви… СПб., 1887.
Туренский И. Д. Церковь Покрова… в Большой Коломне. СПб., 1912.
Акимов В. А. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы… СПб., [1912].
ИСС. 1873. Т. 3. С. 509–510.
ЛМХ. Вып. 4. С. 93–96.
Белехов Н. Н., Петров А. Н. Иван Старов. М., 1950. С. 154–156.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 66–69.
Периодика
ЦВ. 1879. № 40. С. 19–20.
ПЛ. 1887. № 266.
ИПЕ. 1912. № 19. С. 2–7.
РП. 1912. № 44. С. 693–696; 1917. № 15. С. 189.
ВКГ. 1934. № 60.
ВЛ. 1990. № 268.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Акимов Василий Александрович, протоиерей
Алексеев Ф. Ф.
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Васнецов Виктор Михайлович
Вейнберг Евгений Петрович
Витман В. А.
Волков Семен Артемьевич
Димитрий (Дмитрий Гаврилович Любимов), архиепископ
Евгений (Евфимий Алексеевич Болховитинов), митрополит
Зиновьев Г.П.
Иванов Александр Андреевич
Ильин Лев Александрович
Иосиф (Петровых)
Катин А. Н.
Кондратьев Сергей Петрович
Костин Степан Васильевич
Лыткин Антон Сергеевич
Мошков Евтихий Васильевич
Мошков П. Васильевич
Небольсин Василий Федорович
Никанор (Клеменьтевский), митрополит
Окин Митрофан
Петров Василий Петрович
Сергий (Иван Николаевич Старгородский), патриарх
Скреплева Маргарита Ивановна
Славцов Андрей Семенович
Старов Иван Егорович
Стасов Василий Петрович
Сухов Д. П.
Тон Константин Андреевич
Уткин Нил
Чепурин Николай Викторович
Шевцов Алексей Иванович
Шнырев В.Т.

Адреса
Садовая ул./Санкт-Петербург
Тургенева пл./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Церковь сщмч. ИЕРОФЕЯ, ЕПИСКОПА АФИНСКОГО, при лейб-гвардии Казачьих частях
Церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве
Никольский морской собор
Собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Морской Николо-Богоявленский)
Истории религии музей
Памятный знак на месте снесенной Покровской церкви в Коломне
Классицизм
Покровская церковь


ДИМИТРИЙ (в миру Дмитрий Гаврилович Любимов)

ДИМИТРИЙ (в миру Дмитрий Гаврилович Любимов) (1857, Ораниенбаум – 1935), церковный деятель архиепископ. Окончил Петерб. духовную академию (1882), со степенью канд. богословия
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Покровская церковь

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Покрова Пресвятой Богородицы (пл. Тургенева), сооружена в Б. Коломне на пожертвования прихожан в 1798-1812 в стиле зрелого классицизма (арх. И. Е. Старов). Осн
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела)

Желая отметить рождение вел. кн. Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны, молившиеся в Никольском соборе, просили в 1832 позволить им выстроить на „Козьем болоте“ собственный каменный храм
Источник: Святыни Петербурга

Церковь сщмч. ИЕРОФЕЯ, ЕПИСКОПА АФИНСКОГО, при лейб-гвардии Казачьих частях

В 1793 в Гатчине, при дворе Цесаревича Павла Петровича, из донских казаков был сформирован полк, который через пять лет стал именоваться лейб-гвардии Казачьим. Он отличился в войне с французами
Источник: Святыни Петербурга