Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Алеф

Алеф


Рубрикатор / Новый Художественный Петербург/Группы

Группа участников «газаневских» выставок, основанная осенью 1975 художниками-евреями по инициативе Евгения Абезгауза и Алека Рапопорта. Название группы — первая буква еврей ского алфавита, символизирующая «начало». Участники: Е. Абезгауз, А. Басин, Л. Болмат, В. Видерман, А. Гуревич, Ю. Календарев, Т. Корнфельд, А. Манусов, А. Окунь, С. Ос тровский, Т. Подгаецкая, Б. Рабинович, А. Рапопорт, Г. Шапиро, Ш. Шварц, О. Шмуйлович. В выставках группы участвовали также А. Арефьев и Р. Васми, посмертно экспонировались работы Т. Кернер и О. Сидлина. «Нам хотелось бы преодолеть влияние местечкового еврейского искусства и найти истоки творчества в более древней, более глубокой, мудрой и духовной еврейской культуре, чтобы перекинуть от нее мост в сегодняшний и завтрашний день» (из манифеста, составленного А. Рапопортом; опубликован в самиздатском каталоге 2-й выставки). Выставки: ноябрь 1975 — на квартире Е. Абезгауза (пр. Стачек, 76; около 4 тысяч посетителей); декабрь 1975 — в Москве на квартире фотографа В. Сычева (Рождественский бул.); апрель 1976 — на квартире Иг.  Иванова (Владимирский пр., 15); май 1976 — «Двенадцать из советского подполья» в Музее г. Берк ли, шт. Калифорния, США (несколько работ и слайды, вывезенные в США активистами «Комитета в защиту евреев СССР»); июль 1976 — вновь на квартире Абезгауза (после этой выставки за группой закрепилось название «Алеф»); декабрь 1976 — на квартире Л. Ривкина (ул. Маяковского, 24). Во второй половине 70-х многие участники группы эмигрировали (Е. Абезгауз, А. Рапопорт в 1976, А. Басин в 1979 и др.), остальные вошли в Товарищество экспериментального изобразительного искусства. В 1989 на фестивале современного искусства в г. Луисвилле (шт. Кентукки, США) была организована встреча и выставка участников группы под названием «Творчество под принуждением: от ГУЛАГа до Гласности», выпущен одноименный каталог-альбом. В 1990 Ленинградский еврейский университет провел выставку-акцию «Бейт» (вторая буква еврейского алфавита), символизирующую продолжение дела развития еврейского искусства, начатое группой «Алеф». Выставку оформила О. Шмуйлович. С конца 1980-х члены группы приезжали в Петербург и устраивали персональные выставки (Е. Абезгауз, 1992, ЦВЗ «Манеж»; А. Басин, 1989, 1992, 1994; А. Рапопорт, 1992, Особняк Румянцева).

Лит.: Газаневщина: Газаневская культура о себе. (В компиляции и редакции А. Басина). Иерусалим, 1989; Шехтер Т. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда): Исторические очерки // Петербургские чтения. Вып. 3 (1995); Рапопорт А. Нонконформизм остается. СПб., 2003; Гуревич Л. Выставки неофициальных художников // Наст. изд.

Авторы
Лейкинд Олег Леонидович
Северюхин Дмитрий Яковлевич

Персоны
Абезгауз Евгений Залманович
Арефьев Александр
Басин Анатолий
Болмат Леонид
Васми Рихард
Видерман Владимир
Гуревич Александр
Гуревич Любовь
Календарёв Юрий
Кернер Татьяна
Корнфельд Татьяна
Манусов Александр
Окунь Александр
Островский Сима (Юлий)
Подгаецкая Татьяна
Рабинович Борис
Рапопорт Алек (Александр)
Ривкин Лев
Сидлин Осип (Иосиф)
Сычёв Владимир (Москва)
Хинтон Элизабет (Великобритания)
Шапиро Гарик
Шварц Шолом (Соломон)
Шмуйлович Ольга