Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Новые художники

Новые художники


Рубрикатор / Новый Художественный Петербург/Группы

Группа, образованная в 1982 по инициативе Тимура Новикова и Ивана Сотникова. Участники: С. Бугаев (Африка), Г. Гурьянов, В. Гуцевич, О. Зайка, А. Козин, О. Котельников, А. Крисанов, О. Маслов, Андр. Медведев, Т. Новиков, Вад. Овчинников, И. Савченков, И. Сотников, К. Хазанович, В. Черкасов, Е. Юфит, музыканты С. Курёхин, И. Веричев, В. Алахов, В. Цой и другие члены рок-группы «Кино». Наиболее активный период деятельности группы приходится на 1982–1987. В эти годы группа содержала собственную галерею «Асса», располагавшуюся в бывшей коммунальной, а потом расселенной квартире Т. Новикова на улице Воинова. Там постоянно проходили выставки и небольшие концерты. Сфера творчества членов группы была весьма широкой: живопись, графика, коллажи, инсталляции, объекты, граффити, авторские книги, параллельное кино, альтернативная мода и др. В среде «Новых художников» появились «Новый театр», «Новые композиторы» (И. Веричев, В. Алахов), «Новое кино» (группа «Некро реалисты»), «пиратское» телевидение (создатели — Ю. Лесник и В. Мамышев-Монро). Члены группы сотрудничали с Ленин градским рок-клубом и с оркестром С. Курёхина «Популярная механика». Эстетика и образ жизни «Новых художников» отразились в фильмах «Рок» А. Учителя и «Асса» С. Соловьева. «„Новые художники“ используют и изобретают самые разнообразные техники и материалы без ограничений, от полиэтилена до обивки старого дивана. Весь мир воспринимается объектом художественного творчества и все художественные средства годными для этого. Их огромные произведения стремятся охватить все пространство и слиться с ним. Они стремятся к оформ лению всего неоформленного с их точки зрения, подчинению себе жизненной материи, от податливости которой они испытывают радость. В их деятельности индивидуальность вновь становится субъектом по отношению к социальной громаде, одновременно теряя враждебность к ней. В этом желании всё испробовать, чтобы всё найти, „новые художники“ видят свою преемственность с авангардистским Возрождением 1910–20-х годов, с титанизмом Маяковского и Ларионова и его теорией „всечества“ прежде всего» (Андрей Хлобыстин, Алла Митрофанова, 1988). Выставки: 1985/86 — Дом самодеятельного творчества; 1986 — «Новые оформления» (клуб управления «Водоканал»); Антиалкогольная выставка в Клубе трезвости в ЛДМ; 1987 — «Аккуратные тенденции в творчестве „Новых“» (кинотеатр «Знамя»); 1988 — клуб ЛСПО им. Я. М. Свердлова (при содействии ТО «Вернисаж»; выпущен буклет со статьями М. Трофименкова, А. Митрофановой и А. Хлобыстина); «Современное искусство Ленинграда» (ЦВЗ «Манеж»); выставки группы в Лондоне и Западном Берлине; 1989 — «И снится нам…» (ДК Работников железнодорожного транспорта); «Новые художники из Ленин града» (Ливерпуль); 1990 — выставка группы в Будапеште; 1991 — «Геополитика» (Музей этнографии народов СССР); ночная выставка на Дворцовом мосту; 1996 — «Новые художники. Вадим Овчинников» (Особняк Румянцева). К концу 1980-х неофициальное художественное объединение «Новые художники» фактически стало перерастать в движение с массовыми последователями и подражателями. В 1986 Т. Новиковым был официально зарегистрирован Клуб друзей Маяковского; в 1989 по его инициативе на основе «Новых художников» была создана Новая академия изящных искусств.

Лит.: Новые художники 1982–1987: Антология / Сост. Е. Андреева, Е. Коловская. СПб., 1996.

Авторы
Лейкинд Олег Леонидович
Северюхин Дмитрий Яковлевич

Персоны
Алахов Валерий
Бугаев Сергей (Африка)
Веричев Игорь
Гурьянов Георгий
Гуцевич Владислав
Зайка Олег
Козин Алексей
Котельников Олег
Крисанов Андрей
Курёхин Сергей
Ларионов Михаил
Лесник Юрис
Мамышев (Мамышев-Монро) Владислав
Маслов Олег
Медведев Андрей
Митрофанова Алла
Новиков Тимур
Овчинников Вадим
Савченков Инал
Сотников Иван (о. Иоанн)
Трофименков Михаил
Хазанович Кирилл
Хлобыстин Андрей
Цой Виктор Робертович
Черкасов Валерий
Юфит Евгений



Художественные объединения

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, объединения художников в целях утверждения общей идейно-эстетической программы, развития проф. деятельности, худож.-образоват. и просветит. работы, благотворительности. Первое Х. о. в СПб. - Об-во поощрения художников (см
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга