Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Петру I, памятник (у входа в Михайловский замок)

Петру I, памятник (у входа в Михайловский замок)


Рубрикатор / Памятники Санкт-Петербурга/Именные памятники
Рубрикатор / Памятники Санкт-Петербурга/1770 - 1859

Адрес: площадь Коннетабля, у входа в Михайловский замок со стороны Кленовой аллеи

Скульпторы: Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744),
Козловский Михаил Иванович (1753-1802),
Теребенев Иван Иванович (1780-1815),
Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846)
Моисеев Иван
Ажи Петр Петрович (Пьер Луи. 1752-1828)
Архитектор: Волков Федор Иванович (1754-1803)

Скульптура создана в 1743-1755 г.; памятник открыт в 1800 г.

Материалы: бронза – скульптура, барельефы, декор, литеры; мрамор рускеальский (серый) и тивдийский (розовый), гранит сердобольский (серый), гранит финляндский (красный) – облицовка постамента.

Надписи: на постаменте с лицевой стороны накладными золочеными литерами:
Прадеду / Правнук / 1800

Работу по созданию монумента Петру I итальянский скульптор Б.К. Растрелли начал в 1717 г. Модель конного памятника с множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 г., однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь в 1743 г., после «апробирования» модели императрицей Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к выполнению большой модели конной статуи. Она была закончена и переведена в воск осенью 1744 г., когда Б.К. Растрелли скончался. По созданной им восковой модели в 1747 г. конная статуя отлита в бронзе пушечных дел мастером Степаном Копьевым. С 1747 по 1755 г. велись расчистка и прочеканка статуи. В 1782 г. императрица Екатерина II подарила скульптуру князю Г.А. Потемкину, и до 1799 г. она хранилась в амбаре при Таврическом дворце.
В 1800 г. по повелению императора Павла I конный монумент установлен перед Михайловским замком на площади Коннетабля, на искусственном острове, окруженном каналами. Проект постамента памятника выполнил архитектор Ф. И. Волков. Барельефы “Полтавская баталия” и “Битва при Гангуте” исполнены по рисункам и под руководством скульптора М. И. Козловского его учениками — скульпторами И. И. Теребеневым, В. И. Демут-Малиновским, И. Моисеевым. Барельефы и разборный плинт для конной статуи отлиты в бронзе В. П. Екимовым. Композиция из воинских атрибутов для тыльной стороны постамента отлита в бронзе и вызолочена скульптором П.П. Ажи по созданным им моделям.
Во время Великой Отечественной войны конная статуя была снята с постамента и укрыта в котловане. В 1945 г. памятник восстановлен. В 1989—1990 гг. Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей.

Высота скульптуры — 4,6 м, высота постамента — 6,2 м.

Персоны
Ажи Петр Петрович (Анжис Пьер Луи)
Волков Федор Иванович
Демут-Малиновский Василий Иванович
Екатерина II, императрица
Екимов Ввасилий Петрович
Елизавета Петровна, императрица
Козловский Михаил Иванович
Копьев С.
Моисеев Иван
Павел I, император
Петр I, император
Потемкин Григорий Александрович, светлейший князь Таврический
Растрелли Бартоломео Карло де
Теребенев И. И.

Адреса
Коннетабля пл./Санкт-Петербург у входа в Михайловский замок со стороны Кленовой аллеи
у входа в Михайловский замок со стороны Кленовой аллеи

Предметный указатель
Михайловский замок
Таврический дворец
Городской скульптуры музей
Государственный музей городской скульптуры


Городской скульптуры музей

ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЙ Государственный (ГМГС) (Невский просп., 179/2), организован в 1939 с целью музейного учета, охраны и реставрации выдающихся памятников, монументально-декорат. сооружений и худож. надгробий. В ведении ГМГС - св. 400 гор
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Петру I памятники

ПЕТРУ I ПАМЯТНИКИ. Первые проекты пам. П. I в основанной им столице появились еще при его жизни (Н. Пино, Б. Тарсия). В 1716-20 Б. Растрелли по распоряжению царя выполнил эскиз конного пам. Работа продолжалась до 1744, отливка в бронзе мастерами А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга