Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Спасо-Петровской бумагопрядильной мануфактуре

Церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Спасо-Петровской бумагопрядильной мануфактуре


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви при промышленных предприятиях

В этом временном храме кипела церковная жизнь. После каждого богослужения студенты Духовной академии проводили беседы, причем по воскресеньям – две-три, сопровождая их показом диапозитивов и чтением житий. По средам служился акафист свт. Николаю или прп. Серафиму, по пятницам – Божией Матери „Всех скорбящих радости“, на Великом посту – пассии. В июле устраивался крестный ход на Пороховые, к чтимой иконе вмц. Параскевы.
Богослужебные беседы для рабочих начались 1 ноября 1895 и проходили сперва в рабочем общежитии, а затем – в деревянном бараке, стоявшем напротив фабрики и вмещавшем 1000 человек. Особенно они оживились, когда проповедником в 1905–1909 работал студент Е. П. Лукин, председатель студенческого Богословского общества. В бараке, куда работницы принесли иконы, хоругви и утварь, в 1900 был создан молитвенный дом. Через девять лет здесь разрешили служить литургии.
К сожалению, не удалось установить, когда молитвенный дом стал церковью. Самой чтимой иконой в храме, украшенном дубовым иконостасом, был старинный образ Христа Спасителя.
Храм был приписан к местной церкви Смоленской Божией Матери (см. приходскую церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ); при нем имелась каменная часовня, выстроенная Ф. И. Габерцеттелем и освященная 19 августа 1890 в память о спасении в Борках. В 1914 под церковный барак был подведен фундамент и пожертвована Голгофа.
На фабрике, при которой действовал храм, работало более 2500 человек. Она состояла из двух смежных, основанных в середине XIX века мануфактур: Петровской и Спасской, и принадлежала группе английских капиталистов. Управляли ею братья Максвел, что породило в народе название „Фабрика Максвела“. Рабочие создали при храме общество трезвости св. Вонифатия.
И в наши дни прядильно-ткацкая фабрика „Рабочий“ производит ту же продукцию, но церкви при ней уже давно нет, – она закрыта в августе 1923 и снесена.

Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 110. Д. 438. Л. 185; Ф. 569. Оп. 15. Д. 183.
Литературные источники
Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения… 1896. С. 85–88; 1899. С. 121–123; 1910. С. 106–109; 1915. С.187–191.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 127.
Периодика
ВПГ. 1890. № 182; 1895. № 237; 1897. № 257.
Колокол. 1907. № 343.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Габерцеттель Федор Иванович

Адреса
Обуховской Обороны пр./Санкт-Петербург, д. 86

Предметный указатель
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ
Спасо-Петровская бумагопрядильная мануфактура
Духовная академия
Прядильно-ткацкая фабрика "Рабочий" (просп. Обуховской Обороны, 86)



Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКОЙ

Когда в послереформенное время на окраинах столицы стали возникать промышленные предприятия, в селе Смоленском, прежде населенном ямщиками из Смоленской губернии, произошли огромные перемены
Источник: Святыни Петербурга