Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Благовещенского синодального подворья

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Благовещенского синодального подворья


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Монастырские подворья/Церкви

История храма началась в 1828, когда в дом, выстроенный, вероятно, арх. М. А. Овсянниковым, въехала греко-униатская коллегия. После ее упразднения этот дом с униатским Никольским храмом перешел к восстановленному в 1845 Новодевичьему монастырю (см. ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ) и был отремонтирован под руководством арх. А. Ф. Щедрина.
Когда девять лет спустя монастырь переехал на Московское шоссе, то Синод, сохранив храм, стал использовать здание как подворье для приезжих архиереев. Свое название оно получило от близлежащей Благовещенской церкви (см. приходскую церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ).
Хотя подворье постоянно ремонтировали, к концу XIX века оно так сильно обветшало, что В. А. Косяков разработал проект его полной перестройки в русско-византийском стиле.
Эти работы начались в 1898 и были завершены к 18 декабря 1899, когда архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност освятил, в присутствии обер-прокурора К. П. Победоносцева, расположенную на третьем этаже и обновленную церковь.
Одноярусный позолоченный иконостас вырезала мастерская В. П. Шутова, образа в нем написал А. С. Славцов. Он же, вместе с молодыми художниками И. С. Ижакевичем, Белашенко и другими, украсил стены библейскими картинами, тогда как орнамент „с позолотой“ исполнил К. М. Будаков, а лепку – мастерская А. Лапина. Утварь, паникадило и лампады были сделаны на фабрике Постникова в Москве по рисункам зодчего. Они тоже были выдержаны в стиле XVI–XVII веков.
Несмотря на близость приходского храма, богослужения в подворье усердно посещало окрестное население, ибо в них часто участвовали синодальные архиереи.
30 октября 1911, во время одного из них, бывший студент Казанской Духовной академии Трифонов совершил неудачное покушение на архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), который, приезжая в столицу, всегда останавливался на этом подворье и даже думал обратить его в подворье Почаевской лавры.
Последним настоятелем храма был прот. Дорофей Дорофеевич Ярушевич, член Государственной думы, отец известного митрополита Николая.
Храм закрыт в 1919 и через четыре года ликвидирован. В 1926 иконостас вывезен в Музей отжившего культа.
Ныне в здании находится библиотека Северо-Западной академии государственной службы.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 821; Ф. 796. Оп. 179. Д. 1194; Ф. 797. Оп. 14. Д. 34770; Ф. 799. Оп. 31. Д. 476.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 32. Оп. 1. Д. 37. Л. 35.
Литературные источники
ВПГ. 1899. № 267, 275.
ПДВ. 1899. № 52. С. 625.
ПрЦВ. 1900. № 1. С. 23.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский и Житомирский
Белашенко
Будаков К. М.
Ижакевич Иван Сидорович
Косяков Василий Антонович
Лапин А. И.
Николай (Ярушевич), митрополит Московский и Коломенский
Овсянников Михаил Алексеевич
Постников
Славцов Андрей Семенович
Феогност (Лебедев), архиепископ Новгородский и Старорусский
Шутов Василий Петрович
Щедрин Аполлон Феодосиевич

Адреса
8-я линия В.О./Санкт-Петербург, д. 61

Предметный указатель
ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
Церковь БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (на Васильевском острове)
Новодевичий монастырь
Синод
Государственная дума
Музей отживающего культа
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (СЗАГС)
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (СЗАГС)
Благовещенская церковь (8-я линия В.О.)
Благовещенское синодальное подворье


Упраздненная церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при греко-униатской Духовной коллегии

После раздела Польши в XVIII веке в состав России вошли области с верующими Греко-католической церкви, т. е. православными, которые в результате Брестской унии 1596 подчинялись Ватикану. В обиходе их называли униатами
Источник: Святыни Петербурга