Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Церковь ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ


Наименования альтернатиные
Знаменская церковь

Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви

Когда прибывший из Москвы в Петербург выходил на привокзальную площадь, он видел перед собой светлую церковь на высоком гранитном цоколе, купол которой как бы парил над Невским, открывая прямую перспективу до самого Адмиралтейства. Войдя внутрь, приезжий созерцал белые коринфские колонны и пилястры с золочеными капителями, обилие лепки и рельефов. Трехъярусный иконостас в стиле ампир располагался полукругом и блистал позолотой.
В старинном серебряном окладе, на возвышении, стояла икона Божией Матери „Знамение“ – самая чтимая святыня храма, исполненная в 1175 в Новгороде греком Христофором Семеновым. От нее церковь получила свое название в народе.
Указ о постройке приходской церкви „против Егерского двора, у Лигова канала“ был дан 28 мая 1759, но так как сбор средств шел крайне медленно, на это место весной 1765 от Зимнего дворца перенесли деревянную церковь свв. Захарии и Елизаветы, которую 11 сентября архиепископ Гавриил освятил как придельную Знаменскую. Через год был освящен пристроенный Никольский и только 17 июня 1768 – главный придел Входа Господня. Из придворного храма временного дворца Елизаветы Петровны на Невском (см. упраздненную церковь РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в деревянном Зимнем дворце) в церковь взяли иконостас, утварь и 11 образов.
Новая, в стиле классицизма, каменная церковь на 3500 человек была заложена 5 июля 1794 по проекту Ф. И. Демерцова, но через три года строительство, доведенное до крыши, приостановилось. Отделка храма затянулась, и его освящение состоялось 6 ноября 1804, но митрополит Амвросий освятил в присутствии Александра I только главный придел, и лишь 19 мая 1806 настал черед последнего – Никольского. Ко дню освящения храму были подарены облачения работы И. Моллера из голубого, шитого золотом бархата и серебряные лампады, сделанные А. Помо.
Через 30 лет интерьер храма – один из лучших в столице – подвергся некоторым изменениям, после чего 27 ноября 1836 он был снова освящен митрополитом Грузии Ионою.
Дополняя ансамбль, Демерцов в 1809 выстроил ограду и две угловые часовни, а П. А. Чепыжников в 1863–1865 при ремонте храма сделал новое покрытие куполов, переделал ограду в чугунную, перестроив одновременно и часовни. Позже были созданы еще два придела – Сретенский на хорах, который освящен 6 февраля 1868, и прп. Серафима Саровского, освященный 19 февраля 1912 в пристройке, возведенной Ф. А. Корзухиным. В 1900 А. С. Хренов предложил (неосуществленный) проект расширения здания. В 1904 был проведен реставрационный ремонт.
В Знаменском приделе стоял барочный иконостас с множеством икон дворцовых мастеров первой половины XVIII века. В ризнице можно было увидеть: ковчег с частицей мощей прп. Сергия Радонежского, прекрасную старинную утварь и напрестольный крест из серебра с частицами св. мощей, Животворящего Креста и Ризы Божией Матери.
В 1862 возникло благотворительное общество, которое содержало богадельню, сиротский приют, детский сад, школу и бесплатные квартиры.
В 1875–1896 в храме служил известный проповедник и духовник прот. Василий Иоаннович Барсов; последним настоятелем перед революцией был прот. Павел Потапович Космодемьянский. Он возглавлял клир до конца 1930 года.
Церковь – памятник архитектуры – была закрыта в марте 1938 (соответствующие попытки делались в 1932, 1934, 1936) после капремонта.
Чтимая икона была передана в Никольский собор, убранство – в Госфонд. Молва приписывала долгое незакрытие церкви тому, что в ней якобы псаломщиком подвизался акад. И. П. Павлов, что не соответствует действительности.
В марте 1941 церковь была взорвана, чтобы освободить место для станции метро, которая появилась только в 1955, грубо копируя стиль уничтоженного памятника

Архивные источники
РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 100. Л. 77–84; Оп. 4. Д. 76. Л. 62; Ф. 796. Оп. 191 (2 отд. 2 ст.). Д. 625; Ф. 797. Оп. 31. Д. 37; Ф. 799. Оп. 25. Д. 915. Л. 28; Ф. 805. Оп. 2. Д. 23. Л. 197.
Литературные источники
ИСС. 1875. Т. 4. С. 3–20.
ПХМ. 1813. С. 373.
Александр Тимофеевич Никольский (1821–1876)…: Очерк жизни и деятельности. СПб., 1878. С. 89–95.
ЛМХ. Вып. 4. С. 114–119.
ПКНО. 1981. Л., 1983. С. 447–448.
Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. С. 944–947.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 39–44, 346.
Периодика
ЦВ. 1880. № 47. С. 14.
ПЛ. 1904. № 307.
Колокол. 1912. № 1764.
РИ. 1914. № 2.
Архитектура Ленинграда. Л., 1940. № 2. С. 72.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Амвросий (Андрей Иванович Подобедов), митрополит
Барсов Василий Иоаннович
Гавриил (Кременецкий), архиепископ
Демерцов Федор Иванович
Иона (Васильевский), экзарх Грузии
Корзухин Федор Алексеевич
Космодемьянский Павел Потапович
Моллер Иоганн
Помо А.
Хренов Александр Сергеевич
Чепыжников Павел Андреевич

Адреса
Лиговский пр./Санкт-Петербург, д. 29
Невский пр./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Упраздненная церковь РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в деревянном Зимнем дворце
Адмиралтейство
Зимний дворец
Никольский морской собор
Собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Морской Николо-Богоявленский)
Морской Никольский Богоявленский собор (Собор свт.Николая Чудотворца)
Ампир
"Площадь Восстания", ст. метро


Упраздненная церковь в доме имеретинской царицы Марии

Царица Марии (1785–1841), жена имеретинского царя Соломона II, внука Ираклия II, которая жила в приходе Знаменской церкви, пять лет занималась устройством церкви, начав хлопоты в 1820 и завершив их весной 1825, когда свершилось освящение
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в доме кн. П. Н. Трубецкого

В середине ХVIII века на Невском, вблизи Литейного, стояла деревянная усадьба кн. Н. Ю. Трубецкого, обер-прокурора Сената и просвещенного вельможи, которую унаследовал его сын – сенатор Петр Никитич (1724–1791), не чуравшийся поэзии и помогавший И
Источник: Святыни Петербурга

Упраздненная церковь СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА в доме кн. Т. В. Васильчиковой

Домовый храм в доме бригадира Василия Алексеевича Васильчикова на Невском пр., 57, освящен 9 апреля 1799 о. Гавриилом Петровым из Знаменской церкви, которой храм подчинялся (см. приходскую церковь ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ, Знаменскую)
Источник: Святыни Петербурга

Церкви ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ и прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Свято-Троицкой Сергиевой лавры Московской епархии

Лавру основал в XIII веке прп. Сергий Радонежский. Она, наряду с Киево-Печерской, была одним из знаменитейших русских монастырей, первым по рангу. Поскольку по указу Петра I все главные монастыри и епархии должны были иметь в столице свои
Источник: Святыни Петербурга

Церкви свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и мц. цар. АЛЕКСАНДРЫ при Городском арестном доме

С введением городского и земского самоуправления и судебного устава 1864 столичной Думе пришлось подумать о помещении, где можно было бы содержать приговоренных мировым судом. Обычно их размещали в т. н. Аракчеевских казармах на Шпалерной
Источник: Святыни Петербурга

Церковь апп. ПЕТРА и ПАВЛА при Павловском женском институте

В 1794 в Гатчине открылось сиротское училище, которое после перевода в столицу получило в 1798 название Императорского Военно-сиротского дома. Он занял б. дворец графа Р. И. Воронцова у Обухова моста на левом берегу Фонтанки (см
Источник: Святыни Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ

Вскоре после основания Петербурга местность за Фонтанкой отвели служителям Дворцовой канцелярии, и один из них – комиссар Федор Якимов – в 1746 устроил в своем доме на углу Колокольной и Грязной (ныне улица Марата) церковь с походным иконостасом
Источник: Святыни Петербурга

Церковь правв. СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА и АННЫ ПРОРОЧИЦЫ

Когда в 1980-х снесли стоявший перед церковью старый дом, образовалась небольшая предмостная площадь (задуманная, кстати, еще в XVIII веке), и Симеоновская церковь с высокой (47 м) колокольней стала очень эффектно смотреться с другого берега
Источник: Святыни Петербурга