Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (Николо-Барградский) при Императорском Палестинском обществе

Церковь свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (Николо-Барградский) при Императорском Палестинском обществе


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви религиозно-просветительных обществ

„В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, на скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела стенами, невиданною в Питере звонницей на одной из стен, свободно вознесла на высоком легком поясе своего купола главу в виде ратного шелома и стоит строгая и радостная, скромная и торжественная“, – писал об этом храме известный церковный писатель Е. Поселянин.
История церкви восходит к осени 1870, когда торговцы Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения Александра II при покушении на него 25 мая 1867 в Париже. В 1872 проект шатровой часовни в русском стиле был утвержден, однако только 6 декабря 1879 состоялось ее освящение митрополитом Исидором.
Вскоре часовню приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, в Малой Азии, где некогда хранились мощи свт. Николая Чудотворца, и руины которого в 1873 купил русский посол в Оттоманской империи гр. Н. П. Игнатьев. На восстановление этого исторического храма приехали собирать деньги в часовне два монаха из русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей вмч. Пантелеимона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной иконы Божией Матери „Скоропослушницы“. Ежегодно для названной цели собиралось 2–3 тыс. руб.
Осенью 1885 Александровская часовня сгорела, а когда была восстановлена, то перешла к Императорскому Палестинскому обществу, основанному тремя годами ранее для поддержки Православия в Святой Земле, ее изучения и помощи русским паломникам.
После гибели от руки террориста председателя Палестинского общества вел. кн. Сергея Александровича, часовню по проекту гражд. инж. П. Д. Мегорского расширили, сделали на ней главки и превратили в Николо-Александровский храм, освящение которого произвел 30 ноября 1905 епископ Нарвский Антонин. Иконостас вырезали в мастерской Д. В. Дудакова. В 1907, тоже по проекту Мегорского, на крыше возвели небольшую звонницу. Но простояла эта временная церковь недолго.
Храм в Мирах из-за политических осложнений восстановить так и не удалось. В 1910 собранные средства решено было употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия) – в этом городе сейчас находятся мощи свт. Николая, а тесную столичную церковь заменить зданием в новгородско-псковском стиле. Соответствующий проект составил С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал известный археолог В. Т. Георгиевский.
Митрополит Владимир заложил храм 8 сентября 1913 на мощах свт. Алексия, Митрополита Московского, в присутствии вел. кн. Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 он же освятил его. Храм сразу получил небольшой приход.
Его наружные стены были декорированы орнаментом и крестами из белого старицкого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Росписи, подражавшие фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре, исполнили В. А. Плотников и В. С. Щербаков. Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе, серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Его украшали ценнейшие иконы XVI–XVII веков разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства кн. А. А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Царские врата датировались XVI веком, золотые сосуды, Евангелие и утварь – XVI–XVII веками.
Наиболее чтимая икона Божией Матери „Скоропослушницы“ находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона „Вознесение“ с частью камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908 Иерусалимский Патриарх Дамиан), список надгробного образа прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 из Троице-Сергиевой лавры), а также икона в рост прп. Серафима Саровского с частью его мантии и мощевая – сщмч. Гермогена.
Под храмом, вмещавшим 320 человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней – кельи для служивших в храме иеромонахов, во главе которых перед революцией стоял архимандрит Неофит.
На углу Старо-Невского и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 поставили двухъярусный, с четырьмя иконами мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди.
Несмотря на энергичные протесты органов охраны памятников, 7 марта 1932 замечательный храм-музей был закрыт и 20 мая того же года взорван; теперь на этом месте – проезжая часть улицы. Судьба убранства неизвестна. Икона „Скоропослушница“ находится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 2401; Ф. 797. Оп. 40. Д. 130а; Оп. 75. Д. 243; Ф. 799. Оп. 26. Д. 11, 1376; Ф. 1287. Оп. 40. Д. 802.
ЦГИА СПб. Ф. 787. Оп. 17. Д. 251.
Литературные источники
Афанасий. Сказание о Александро-Невской часовне… СПб., 1879.
Юшманов В. Д. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца. СПб., 1913.
Дмитриевский А. А., Юшманов В. Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы свт. Николая… Пг., 1915. С. 63–66.
Поселянин Е. Краткое описание Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1916.
Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1917.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 168.
Периодика
Зодчий. 1903. № 31. С. 372; 1915. № 21. С. 212.
ВПГ. 1905. № 256; 1913. № 192.
ПрЦВ. 1908. № 42. С. 2063–2064; 1913. № 37. С. 1685–1686.
РП. 1913. № 40. С. 637–638; 1916. № 2. С. 3031.
Светильник. 1915. № 3–4. С. 16–18; № 9–12. С. 114–116.
Сообщения Имп. Православного Палестинского общества. 1916. T. XXVII. C. 184–203.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антонин (Грановский), епископ Нарвский
Владимир (Богоявленский), митрополит
Гвиди Карл Осипович
Дионисий
Дудаков Дмитрий Васильевич
Исидор (Иаков Сергеевич Никольский), митрополит
Кричинский Степан Самойлович
Мегорский Петр Дмитриевич
Плотников В.А.
Хлебников И.П.
Щербаков Валентин Семенович

Адреса
2-я Советская ул./Санкт-Петербург
Бакунина пр./Санкт-Петербург
Мытнинская ул./Санкт-Петербург

Предметный указатель
Палестинское общество
Ювелирная фирма И. П. Хлебникова
Синод
Скульптурная мастерская К. О. Гвиди
Троицкий собор А.-Н. Лавры
Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре
Николо-Мирликийская церковь


Николо-Мирликийская церковь

НИКОЛО-МИРЛИКИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Святителя Николая Чудотворца (угол 2-й Советской ул. и просп. Бакунина), сооружена в 1913-15 в новгородско-псковском стиле (арх. С. С. Кричинский), принадлежала Имп
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Палестинское общество

ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (до 1917 Имп. Православное Палестинское об-во), науч.-благотворит. орг-ция. Создано в 1882 по инициативе вел. князя Сергея Александровича (пожизненный през.) для поддержки православия в Св
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга