Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Модерн

Модерн


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

МОДЕРН (от франц. moderne - современный, новейший), стиль в архитектуре и иск-ве кон. 19 - нач. 20 вв. В СПб. развивался с кон. 1890-х до нач. 1910-х гг. Сторонники М. стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования ист. стилей. Кардинальное эстетич. обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органич. взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений. Становление петерб. М. проходило под сильным, а на нач. стадии - определяющим влиянием новых течений европ. архитектуры. Наиб. ранние постройки М. в СПб. создали арх. Г. В. Барановский, К. К. Шмидт, В. В. Шауб Р. Ф. Мельцер. Для раннего М. (до сер. 1900-х гг.) характерны преобладание текучих криволинейных форм, декорат.-орнаментальный образный строй, индивидуализация элементов, стилизация природных (в осн. растит.) мотивов. Эти черты ярко проявились в произведениях арх. Ф. Ф. Лумберга (собств. дом в Перекупном пер., 9, 1903), Ф. Ф. фон Постельса (дом на Б. Зелениной ул., 28, 1904-05), М. Ф. Гейслера (особняк М. Г. Савиной, ул. Литераторов, 17, 1905-06). Группа особняков на Каменном о. (арх. В. И. Шене, Мельцер и др.) отличается выразит. пластикой, живописным силуэтом, контрастными сочетаниями материалов и неоромантич. трактовкой образа. Структурные принципы М. - свободное построение плана с перетекающими пространствами помещений, асимметричная разнообъемная композиция с разными по размерам и конфигурации проемами - последовательно реализованы в здании Витебского вокзала (1901-04, арх. С. А. Бржозовский, С. И. Минаш), особняках М. Ф. Кшесинской (1904-06, арх. А. И. фон Гоген, см. Кшесинской особняк) и С. Н. Чаева (1906-07, арх. В. П. Апышков). Большое распространение в СПб. получил северный М., сложившийся под воздействием фин. и швед. нац. романтизма. Его основоположником и лидером был арх. Ф. И. Лидваль, последователями - арх. И. А. Претро (дом на Большом просп. П. С., 44, 1906-07), Н. В. Васильев и А. Ф. Бубырь. М. внес в застройку СПб. пластич. экспрессию, напряженную динамику, активную силуэтность. Естеств. камень, полихромный облицовочный кирпич и плитка, фактурная штукатурка обогатили архит. палитру города. В убранстве фасадов и интерьеров широко применялись скульпт. рельеф, декорат. металл, майолика, мозаика и витражи. В зрелом М. (сер. 1900-х - нач. 1910-х гг.) нарастала тяга к ясной рациональности, геометризации и лаконизму. Развитие рационалистич. тенденций привело к зарождению протоконструктивистского направления М., основанного на принципах функциональной целесообразности, выявлении конструктивной основы сооружений. Примерами эстетич. осмысления металлич. или жел.-бетон. каркасных структур с большими плоскостями остекления являются торг. здания "С. Эсдерс и К. Схейфальс" (наб. р. Мойки, 73/15, 1906-07, арх. К. Н. де Рошефор, В. А. Липский), Торговый дом Гвардейского экономического общества (Б. Конюшенная ул., 21-23, 1908-09, 1912-13, арх. Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев и др.), Новый Пассаж (Литейный просп., 57, 1912-13, арх. Н. В. Васильев). Воздействие формообразующих приемов М. отразилось также в свободной переработке ист. прототипов, характерной гл. обр. для модернизованной неоклассики (арх. Лидваль) и "неорус. стиля" (арх. В. А. Покровский, Д. А. Крыжановский, А. П. Аплаксин). В нач. 1910-х гг. М. был оттеснен неоклассицизмом и др. ретроспективными течениями.

Лит.: 100 лет петербургскому модерну: Материалы науч. конф. СПб., 2000; Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома. СПб., 2003.

Б. М. Кириков.

Авторы
Кириков Борис Михайлович

Персоны
Аплаксин Андрей Петрович
Апышков Владимир Петрович
Барановский Гавриил Васильевич
Бржозовский Станислав Антонович
Бубырь Алексей Федорович
Васильев Николай Васильевич
Виррих Эрнест-Фридрих Францевич
Гейслер Михаил Федорович
Гоген Александр Иванович фон
Крыжановский Дмитрий Андреевич
Кшесинская Матильда (Мария) Феликсовна
Лидваль Федор (Иоган Фридрих) Иванович
Липский Владимир Александрович
Лумберг Федор Федорович
Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович
Минаш Сима Исаакович (Семен Исаевич)
Покровский Владимир Александрович
Постельс Федор Федорович (Фридрих Фридрихович) фон
Претро Ипполит Александрович
Рошефор (Рошфор) Констанин Николаевич де, граф
Рошефор (Рошфор) Николай Иванович де, граф
Савина Мария Гавриловна
Схейфальс К.
Чаев Сергей Николаевич
Шауб Василий Васильевич
Шене Василий Иванович
Шмидт Карл Карлович
Эсдерс С.

Адреса
Б. Зеленина ул./Санкт-Петербург, д. 28
Б. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 23
Б. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 21
Большой пр. П. С./Санкт-Петербург, д. 44
Литейный пр./Санкт-Петербург, д. 57
Литераторов ул./Санкт-Петербург, д. 17
Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 73/15
Перекупной пер./Санкт-Петербург, д. 9

Библиография
100 лет петербургскому модерну: Материалы науч. конф. СПб., 2000
Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доход. дома. СПб., 2003

Предметный указатель
Витебский вокзал
Кшесинской особняк
Чаева особняк
Торговый дом Гвардейского экономического общества
Новый Пассаж


Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Буддийский храм

БУДДИЙСКИЙ ХРАМ (Приморский просп., 91), пам. архитектуры, построен в 1909-15 в Старой Деревне для нужд открытой в СПб. в 1901 миссии далай-ламы Тибета и буддийской общины города (в 1908 насчитывала 184 чел.). Проект разработал арх. Г. В
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Воскресения Христова церковь

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (наб. Обводного кан., 116), пам. архитектуры. Возведена Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в 1904-08 по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии арх. Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна в "рус
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Гриммы Д.И., Г.Д., Г.Г., арх.

ГРИММЫ, династия архитекторов, теоретиков, историков иск-ва, педагогов. Давид Иванович Г. (1823, СПб. - 1898, там же), архитектор, представитель эклектизма, мастер "рус.-визант стиля", историк архитектуры Кавказа. Окончил АХ (1848), акад. (с 1855)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Зазерский А.И. (1876-1942), инж., изобретатель

ЗАЗЕРСКИЙ Алексей Иванович (1876, СПб. - 1942, Л.), архитектор, один из строителей первых в СПб. кооп. домов. Отец Н. А. Зазерского. Представитель модерна и неоклассики. Окончил ИГИ (1902). Постройки 1900-10-х гг: жил. дома на ул
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Костел французского посольства

КОСТЕЛ ФРАНЦУЗСКОГО ПОСОЛЬСТВА, католическая ц. Лурдской Божией Матери (Ковенский пер., 7), пам. архитектуры. Сооружен для нужд франц. католич. общины в 1903-09 (арх. Л. Н. Бенуа, М. М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лидваль Ф.И., (1870-1945), арх.

ЛИДВАЛЬ Федор Иванович (Иоган Фридрих) (1870, СПб. - 1945), архитектор. Потомок выходцев из Швеции. Окончил АХ (1896), акад. архитектуры (1909). Ведущий мастер стиля модерн и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных домов и обществ
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лишневский А.Л., (1868-1942), арх.

ЛИШНЕВСКИЙ Александр Львович (1868-1942), архитектор, мастер модерна и неоклассицизма. Окончил АХ (1892), работал на Украине, с 1901 в СПБ. Самое изв. сооружение Л. - Дом гор. учреждений на Садовой ул
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мечеть

МЕЧЕТЬ соборная (Кронверкский просп., 7), пам. архитектуры, сооружена в 1910-13 на участке у Троицкой пл., купленном в 1907 бухарским эмиром. Разработанный арх. Н. В. Васильевым, С. С. Кричинским и А. И. фон Гогеном проект сочетал традиции мусульм
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Некрополь мастеров искусств

НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ (в 1823-76 Новое Лазаревское кладбище, в 1876-1937 Тихвинское кладбище), музейный парк-некрополь, с 1937 в составе Городской скульптуры музея. Пл. 1,2 га. Кладбище создано в 1823, названо по соседнему Лазаревскому кладб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Новодевичье кладбище

НОВОДЕВИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ (Московский просп., 100), в юж. части СПб. Создано в 1845 при Новодевичьем монастыре, захоронения производились с 1849 до 1930-х гг. Пл. 10 га. В 19 - нач. 20 вв
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Чаева особняк

ЧАЕВА ОСОБНЯК (ул. Рентгена, 9), пам. архитектуры модерна. Построен в 1906-07 (арх. В. П. Апышков) для инж. путей сообщения С. Н. Чаева. В геометрич. четкости объемов, свободной группировке окон, сочетаниях отделочных материалов (гранит
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга