Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Аничковом дворце

Церковь благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Аничковом дворце


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Церкви во дворцах и особняках

Этот дворец знает каждый, кто хоть раз прошел по Невскому. Автором первой дворцовой церкви был Б. Растрелли.
Она занимала второй и третий этажи северного крыла и после трех лет отделки была освящена 1 августа 1751 во имя Воскресения Словущего в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая вскоре подарила дворец гр. А. Г. Разумовскому. Трехъярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал И. Шмидт, образа в нем написали И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. И. Бельский и другие мастера, плафоны – видные декораторы Д. Валериани и А. Перезинотти.
В 1794–1796 этот барочный храм был переделан Е. Т. Соколовым в духе классицизма. Отныне он занимал лишь верхний этаж. Иконостас был заменен на новый с иконами кисти К. Скотти, потребовалось и выполнение новых „лепных работ“. В то время дворец находился в ведении Кабинета Его Величества.
Когда во дворец въехала вел. кн. Екатерина Павловна, то Л. Руска в 1809–1810 заново отделал его вместе с церковью, которая была освящена 12 апреля 1811 во имя вмч. Георгия, небесного покровителя мужа владелицы – принца Георга Ольденбургского. Для обновленного храма был исполнен новый иконостас и образа, старый передали во Владимирскую церковь (см. приходскую церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ).
Прошло всего несколько месяцев, и в начале 1812 дворец сильно пострадал при большом пожаре. Восстановление снова поручили Руска, передавшему Б. Медичи и Ф. Торичелли реставрацию образов и роспись интерьера.
В 1817 дворец перешел к вел. кн. Николаю Павловичу, и его отделка была поручена К. И. Росси. Роспись церкви на сей раз исполнил Дж. Б. Скотти, иконы написал И. Ф. Тупылев. В том же году храм был освящен во имя св. Александра Невского. Николай Павлович, даже став Императором, любил жить в Аничковом дворце и молиться – особенно в Великий пост – в его церкви. В 1845 по его желанию скульптор И. П. Витали при очередном ремонте поставил в простенках храма 12 гипсовых ангелов, повторив свои работы в Исаакиевском соборе.
Когда в 1865 в связи с женитьбой Цесаревича Александра Александровича началась новая отделка интерьеров дворца, названные скульптуры были переданы в Таврический дворец. Архитектор К. К. Рахау предложил тогда же переделать церковь в виде византийской базилики, поручив И. А. Монигетти осуществить свой замысел. Колонны в обновленном храме были облицованы красным стюком, потолок и арки расписаны золотыми кругами и крестами. Новый небольшой двухъярусный иконостас был сделан из дуба, иконы на меди написал москвич проф. Е. С. Сорокин.
26 декабря 1866 храм был освящен в присутствии Императорской семьи.
В 1875–1876 над церковью по проекту Рахау был сделан плоский купол, маковка и звонница.
В храме дворца, который до революции был резиденцией вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны (1847–1928), хранилось довольно много святынь и примечательных произведений: золоченый крест с мощами и частицей Гроба Господня, особый киот с частицами мучеников, дубовый крест с мощами свт. Гурия Казанского, часть ризы свт. Митрофана Воронежского, икона прп. Германа Валаамского с частицей его мощей. Великолепная утварь начала XIX века была исполнена из золоченого серебра; образ свт. Алексия Московского написан на куске железной руды; из чугуна отлита „Тайная вечеря“, подарок германского Императора Фридриха-Вильгельма IV. Кроме того, имелось множество подносных икон, воздуха и пелены, вышитые Императрицей Александрой Феодоровной.
Торжественными богослужениями, в присутствии двора, отмечались в храме дни ангела и рождения владелицы дворца.
В 1817 здесь венчался вел кн. Николай Павлович, в 1830 – автор гимна „Боже, Царя храни“ композитор А. Ф. Львов; в 1914 – кн. Ф. Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон с вел. кн. Ириной Александровной, племянницей Государя.
Настоятелем в 1837–1852 был прот. Иоанн Иоаннович Григорович, известный историк западных областей России.
Храм закрыт в январе 1918 при прот. Иоанне Гавриловиче Вениаминове.
В 1930 снесены главки, через пять лет интерьеры перестроены для Дворца пионеров им. Жданова (ныне – Дворец творчества юных). В помещении храма находится музей дворца.

Архивные источники
РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Д. 212. Л. 31; Ф. 805. Оп. 1. Д. 2858; Ф. 834. Оп. 4. Д. 761; Ф. 1102. Оп. 2. Д. 1443. Л. 6.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 11. Д. 234.
Литературные источники
ИСС. 1883. Т. 7. С. 62–93.
Брянцев Н. И. Церковь во имя св. благ. кн. Александра Невского… СПб., 1883.
Двухсотлетие Кабинета Его Императорского Величества. СПб., 1911. С. 471–488.
Успенский А. И. Императорские дворцы. Вып. 1. М., 1913. С. 309–326.
Научные сообщения Гос. инспекции по охране памятников. Л., 1959. С. 30–34.
ПАЛ. С. 170–171.
Демичева Н. Н., Аксельрод В. И. Зодчие и строители Аничкова дворца. СПб., 1994.
Периодика
Север. 1894. № 44. Стб. 2159–2168.
РП. 1901. № 11. С. 192–193.
Нева. 1907. № 9. Стб. 69–70.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антропов Алексей Петрович
Бельский Иван Иванович
Валериани Джузеппе
Вениаминов Иоанн Гаврилович
Витали Иван Петрович
Вишняков Иван Яковлевич
Григорович Иоанн Иоаннович
Медичи Барнаба (Варнава Иосифович)
Монигетти Ипполит Антонович
Перезинотти Антонио
Растрелли Франческо де
Рахау Карл Карлович
Росси Карл Иванович (Карло Джованни)
Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
Скотти Дж. Б.
Скотти Карло
Соколов Егор Тимофеевич
Сорокин Евграф Семенович
Торичелли Фридолино
Тупылев Иван Филиппович
Шмидт И.

Адреса
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 39

Предметный указатель
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ
Аничков дворец
Кабинет Е.И.В.
Владимирская церковь
Исаакиевский собор
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Собор прп. ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО (кафедральный)
Таврический дворец
Дворец творчества юных
Дворец творчества юных


Аничков дворец

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ (Невский просп., 39), пам. архитектуры барокко. Построен в 1741-54 (арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, Ф. Растрелли) близ Аничкова моста (отсюда назв.). Парадный фасад обращен к р. Фонтанка, от к-рой к дворцу шел канал с гаванью
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Владимирская церковь

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Владимирской Божией Матери (Владимирский просп., 20), пам. архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму. Построена на "торговой пл." в 1761-69, предположительно, по плану арх. П. А. Трезини на месте одноим. дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ

Вскоре после основания Петербурга местность за Фонтанкой отвели служителям Дворцовой канцелярии, и один из них – комиссар Федор Якимов – в 1746 устроил в своем доме на углу Колокольной и Грязной (ныне улица Марата) церковь с походным иконостасом
Источник: Святыни Петербурга