Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Классицизм

Классицизм


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой. Зарождение К. в России связано с освоением архит. культуры Возрождения, итал., франц. и англ. традиций, в кон. 18 - нач.19 вв. - античных образцов. Носители культуры К. - приглашенные из-за рубежа мастера и обучавшиеся за границей выпускники Академии художеств. История К. в СПб. подразделяется на неск. этапов (см. Архитектурные стили). Основы К. заложены в эпоху Петра I с ее культом античности и "регулярностью" планировки. Образы К. 18-19 вв. отвечали мировоззрению дворянского об-ва в высшей фазе его развития, удовлетворяли его имперским настроениям и нац. чувству. Заказчики этой эпохи - государство и дворянство; в столице рос. империи были построены лучшие здания в духе К., во дворцах были сосредоточены богатейшие коллекции живописи, скульптуры, произведений прикладного иск-ва. Условием расцвета К. стало жесткое регулирование градостроит. и творч. деятельности спец. гос. учреждениями (Комиссией о каменном строении, Академией художеств и др.) под эгидой императоров - Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I. Архитектура К. не делала различий между "высокими" и "низкими" жанрами: и крупные казенные здания, и скромные хоз. постройки оформлялись в единой стилевой системе. Для скульптуры К. характерна склонностью к аллегориям, в ней часто встречаются изображения богов и героев, воен. "трофеев", что отражало образ СПб. - "воен. столицы". С англ. традицией связано создание пейзажных парков Елагина острова, Царского Села, Павловска. Крупнейшие архитекторы К. - А. Ринальди, А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, И. Е. Старов, Н. А. Львов, Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, скульпторы - Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос; художники - Д. Г. Левицкий, Ф. Я. Алексеев и др. Принципы К. прослеживаются в архитектуре СПб. всех эпох (кроме функционализма), чем обусловлена целостность архит. облика его ист. центра.

Лит.: История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря и др. М., 1961. Т. 6; То же. 1963. Т. 8, кн. 1; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994.

Т. А. Славина.

Авторы
Славина Татьяна Андреевна

Персоны
Александр I, император
Алексеев Федор Яковлевич
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель
Воронихин Андрей Никифорович
Екатерина II, императрица
Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич
Кваренги (Гваренги) Джакомо
Козловский Михаил Иванович
Кокоринов Александр Филиппович
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Львов Николай Александрович
Мартос Иван Петрович
Николай I, император
Павел I, император
Петр I, император
Ринальди Антонио
Росси Карл Иванович (Карло Джованни)
Старов Иван Егорович
Тома де Томон Жан-Франсуа
Шубин Федот Иванович

Библиография
Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994
История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря и др. М., 1963, Т. 8, кн.1
История русской архитектуры: Учеб. для вузов / В. И. Пилявский, Т. А. Славина, А. А. Тиц и др. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 1994, С. 328-421
История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря и др. М., 1961, Т. 6

Предметный указатель
Архитектурные стили (общая статья)
Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы
Академия художеств
Академия художеств


Александра Невского в Усть-Ижоре церковь

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В УСТЬ-ИЖОРЕ ЦЕРКОВЬ, ц. Св. благоверного князя Александра Невского (Усть-Ижора, просп. 9 января, 217), храм-памятник, воздвигнут на левом берегу р. Ижора при впадении ее в р
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Армяно-григорианская церковь св. ЕКАТЕРИНЫ

В северной столице предприимчивые армянские купцы обосновались вскоре после ее основания и уже в 1710 создали свою общину, которая собиралась в частных домах, где сперва служил священник, приезжавший из Москвы, а с 1730 – собственный
Источник: Святыни Петербурга

Армянская церковь святой Екатерины

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, церковь Св. Екатерины (Невский просп., между домами 40 и 42), памятник архитектуры раннего классицизма. Построена в 1771-1776 (арх. Ю. М. Фельтен) на участке, выделенном в 1770 купцом И. Л. Лазаревым (Лазаряном), освящена 18.2
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Введенская церковь

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Введенская ул., угол Б. Пушкарской ул.), сооружена в 1793-1810 (арх. И. М. Лейм) в стиле классицизма на месте одноим. дерев. церкви (1732) и соседней кам
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Владимирская церковь

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Владимирской Божией Матери (Владимирский просп., 20), пам. архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму. Построена на "торговой пл." в 1761-69, предположительно, по плану арх. П. А. Трезини на месте одноим. дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Вознесения Господня церковь

ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (Вознесенский просп., 34-а), пам. архитектуры. Сооружена в 1755-69 (арх. А. Ф. Вист и А. Ринальди) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноим. дерев. храма (1728-29, арх. И. К
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Голландская церковь

ГОЛЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ реформатская (Невский просп., 20), пам. архитектуры классицизма. Сооружена в 1831-34 (арх. П. П. Жако). Фасад оформлен коринфским портиком с горельефом в тимпане и лат. надписью на фронтоне (утрачена). Круглый в плане церк
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Екатерины св. костел

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Жако П., (1798-1860), арх.

ЖАКО (Jacot) Павел Петрович (1798-1860), архитектор и строитель, представитель позднего классицизма. Выходец из Франции. Учился в парижской Школе изящных иск-в (1812-21) у Дебре и Л. И. Леба. В 1822 приехал в СПб. В 1823-38 проф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Захаров А.Д. (1761-1811), арх.

ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761, СПб - 1811, там же), архитектор, предст. классицизма. В 1767-82 обучался в АХ у Ю. М. Фельтена и А. А. Иванова; пенсионер АХ в Париже, где до 1786 занимался в мастерской Ж. Ф. Шальгрена
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Знаменская церковь

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Невский просп., угол Лиговского просп.), нар. наименование приходского храма Входа Господня в Иерусалим (по чтимой древней иконе Божией Матери "Знамение"). Сооружена в 1794 - 1806 в стиле классицизма по проекту арх. Ф. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Исаакиевский собор

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская пл., 1), пам. архитектуры позднего классицизма, самый большой храм СПб. Первый дерев. храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Казанский собор

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Катонин Е.И. (1889-1984), арх.

КАТОНИН Евгений Иванович (1889–1984), архитектор, художник-график, акад. архитектуры Украины (1956). Окончил АХ (1918). Участвовал в осуществлении Монументальной пропаганды плана, занимался реставрацией мн. зданий (Зимний дворец, Биржа)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Князь-Владимирский собор

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, собор Св. равноапостольного князя Владимира (просп. Добролюбова, ул. Блохина, 26), пам. архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Расположен на "Мокрушах" (низком, затоплявшемся при наводнениях месте)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

"Кулич и Пасха", церковь

"КУЛИЧ И ПАСХА" (просп. Обуховской обороны, 235), нар. назв. ц. Пресвятой Троицы (по оригинальной форме храма-ротонды и колокольни-пирамиды), построенной в 1785-90 в стиле зрелого классицизма арх. Н. А. Львовым на средства ген.-прокурора князя А. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лютеранская церковь св. ЕКАТЕРИНЫ (Большой пр. В. О., д. 1)

С самого основания Петербурга на Васильевском острове жило много лютеран: купцов, военных, чиновников и учащихся. Поэтому в 1728 там образовалась община, занявшая деревянный дом на углу 1 й линии и Большого пр
Источник: Святыни Петербурга

Лютеранская церковь Святой Анны

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ АННЫ (Кирочная ул., 8), пам. архитектуры классицизма. Сооружена в 1775-79 (арх. Ю. М. Фельтен) на месте одноим. мазанкового храма (кирхи, отсюда назв. Кирочной улицы), построенного в 1735-40 (арх. П. М
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лютеранская церковь Святой Екатерины

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ (Большой просп. В. О., 1), пам. архитектуры раннего классицизма. Сооружен в 1768-71 (арх. Ю. М. Фельтен) при поддержке имп. Екатерины II для нужд лютеранской общины Васильевского о. (образована в 1728)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Мальтийская капелла

МАЛЬТИЙСКАЯ КАПЕЛЛА, католич. ц. св. Иоанна Крестителя (Садовая ул., 26), пам. архитектуры классицизма. Сооружена в 1797-1800 (арх. Дж. Кваренги) для нужд рыцарей-католиков Мальтийского ордена, пристроена к юж. фасаду быв
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пель А.Х., (1809-1902), арх.

ПЕЛЬ Александр Христофорович (1809, СПб. - 1902, там же), архитектор. Окончил АХ (1833), акад. архитектуры (1847), представитель позднего классицизма и эклектики. Пом. арх. А. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Покровская церковь

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Покрова Пресвятой Богородицы (пл. Тургенева), сооружена в Б. Коломне на пожертвования прихожан в 1798-1812 в стиле зрелого классицизма (арх. И. Е. Старов). Осн
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Половцова дом

ПОЛОВЦОВА ДОМ (Б. Морская ул., 52), пам. архитектуры классицизма и эклектики. С 1710-х гг. участок принадлежал канцлеру Г. И. Головкину, сын к-рого построил на нем дом с усадьбой. В 1804 дом куплен князем П. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Рождества Христова церковь

РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (6-я Советская ул., угол Красноборского пер.), построена на Песках в 1781-88 в стиле зрелого классицизма (арх. П. Е. Егоров) на месте одноим. дерев. церкви, сооруженной в 1753 для мастеровых Канцелярии от строений
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Сергиевский всей артиллерии собор

СЕРГИЕВСКИЙ ВСЕЙ АРТИЛЛЕРИИ СОБОР (Собор преподобного Сергия Радонежского) (Литейный просп., 6), пам. архитектуры классицизма. Сооружен в 1796-1800 (арх. Ф. И. Демерцов) на месте одноим. кам. храма, построенного в 1744-46 (арх. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Скорбященская церковь (Шпалерная ул., 35-а)

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (Шпалерная ул., 35-а), сооружена в 1817-18 в стиле позднего классицизма (арх. Л. Руска) на месте Воскресенской ц., устроенной в 1711 при дворце царевны Натальи Алексеевны
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре

В центре всего ансамбля высится монастырский собор. Его место было определено уже первоначальным проектом Д. Трезини, хотя автором первого здания был не он, а арх. Т. Швертфегер
Источник: Святыни Петербурга

Софийский собор в Царском Селе

СОФИЙСКИЙ СОБОР в Царском Селе (г. Пушкин, Софийская пл., 1), традиц. название собора Вознесения Господня, сооруженного в 1782-88 в стиле классицизма (арх. Ч. Камерон) в уездном г. София, позже присоединенном к Царскому Селу
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Станислава св. костел

СТАНИСЛАВА СВЯТОГО КОСТЕЛ (ул. Союза Печатников, 22), пам. архитектуры позднего классицизма, сооружен в 1823-25 (арх. Д. И. Висконти) на месте домовой часовни (каплицы) католич. митрополита С. Богуша-Сестренцевича. Каждый из фасадов осн. кубич
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Троицкий собор (Измайловский)

ТРОИЦКИЙ СОБОР, собор Пресвятой Троицы (Измайловский) (Измайловский просп., 7а), пам. архитектуры позднего классицизма, полковой храм л.-гв. Измайловского полка. Сооружен в 1828-35 (арх. В. П. Стасов) на месте одноим. дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Садовая ул.)

Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову – и в воскресенье Там слушать русское богослуженье. Этот упомянутый Пушкиным в поэме „Домик в Коломне“ храм не был архитектурным шедевром, хотя его возвел известный зодчий И. Е
Источник: Святыни Петербурга

Церковь РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы
Источник: Святыни Петербурга

Шведская церковь Св. Екатерины

ШВЕДСКАЯ ЦЕРКОВЬ Св. Екатерины (М. Конюшенная ул., 1-3), пам. архитектуры. Сооружена для нужд. швед. лютеранской общины в 1767-69 в стиле классицизма (арх. Ю. М. Фельтен)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга