Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Собор прп. САМПСОНИЯ СТРАННОПРИИМЦА

Собор прп. САМПСОНИЯ СТРАННОПРИИМЦА


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы

27 июня 1709, в день прп. Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище „для всех христиан“, а через четыре года – первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: „князь-папа“ П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон.
В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем – восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и св. Иоанна Богослова были освящены в 1733, главный (хотя в нем уже служили) – 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием.
В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном – позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737–1739, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол.
В 1761 в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 выстроена часовня, колокольня соединена с храмом. В 1885 по проекту М. А. Щурупова на могилах А. П. Волынского, А. Ф. Хрущева и П. М. Еропкина, казненных Бироном в 1740 и погребенных с южной стороны храма, был поставлен бронзовый памятник с рельефом работы А. М. Опекушина. В 1890 е существовавшая в интерьере роспись была дополнена новой, исполненной маслом.
27 июня 1894 крестный ход торжественно перенес из Пантелеимоновской церкви часть мощей прп. Сампсония, подаренных принцессой Е. М. Ольденбургской. В храме уже имелись две иконы со святынями: „Страсти Христовы“ с частью Ризы Господней и мощами, заключенными в серебряные ковчежцы, и „Успение“ с мощами мучеников из палестинской лавры св. Саввы Освященного. К числу почитаемых икон относилась также Толгская Божия Матерь – список с чудотворной ярославской, написанной в первой трети XVIII века. Этим же временем датировался золоченый потир из серебра и темперное изображение Петра Великого над входом.
В 1908, в связи с предстоящим 200 летием приходской церкви, под руководством арх. А. П. Аплаксина началась ее полная реставрация. Образа реставрировал известный московский иконописец Г. И. Чириков. В боковых приделах были сделаны новые иконостасы, в трапезной появились композиции П. О. Смурковича, П. С. Добрынина, В. М. Арнольда, на фасаде повешена чугунная доска с полтавской речью Петра, а в ограде, по эскизу Н. Е. Лансере, выстроены в стиле барокко две часовни. Через два дня после освящения обновленного храма, ставшего незадолго до того собором, начались юбилейные торжества, во время которых 27 июня 1909 перед колокольней был открыт памятник Петру I по модели М. М. Антокольского, отлитый на средства графов Шереметевых (с 1940 находится в Третьяковской галepee, в 2003 заново отлит и открыт на прежнем месте).
С 1874 при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и сиротский приют. В 1906 возникло братство, выстроившее для себя дом (1907–1909, арх. Н. Н. Егоров), где помещались залы для бесед, воскресная школа, миссионерские курсы, иконная лавка и книжный магазин. В 1912 открылся первый в городе детский союз, в 1914 – христианский союз юношества и общество хоругвеносцев. Работал также дамский кружок прав. Тавифы с рукодельной школой и детской столовой.
Ежегодно 27 июня, после литургии, служился молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I, при жизни которого и вплоть до 1760-х этот день отмечался в храме церковным парадом в Высочайшем присутствии.
Последним перед революцией настоятелем собора был прот. Иоанн Евграфович Острогорский.
Собор закрыт 27 июля 1938, когда все священники были уже арестованы, и отдан под овощной склад. По окончании начатой в 1977 реставрации в нем собирались разместить филиал музея А. В. Суворова, но в 1990 община верующих начала хлопоты о передаче ей здания. В наши дни собор охраняется государством как памятник архитектуры. В нем – филиал музея „Исаакиевский собор“. Дирекция долго яростно противилась возвращению здания епархии. Не помогли ни молитвенные стояния зимой 1998–1999, ни назначение настоятеля. Только в Пасху 2002 в боковом приделе возобновились регулярные богослужения.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 42. Д. 147; Ф. 799. Оп. 26. Д. 169.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 16. Д. 16.
Литературные источники
ИСС. 1883. Т. 7. С. 164–173.
Владимирский А. Краткое описание… Сампсониевской церкви. СПб., 1890.
Покровский В. А. Сампсониевский храм как исторический памятник. СПб., 1908.
ЛМХ. Вып. 3. С. 1–20.
Романченко Н. Ф. Исторический очерк… Сампсониевского собора. СПб., 1909.
Аплаксин А. П. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. 1709–1909. СПб., 1909.
ПАЛ. С. 292–293.
ПЧ 92. С. 119–122.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 111–113.
Филиппова И. С. Музей-памятник Сампсониевский собор. СПб., 2002.
Периодика
ПрЦВ. 1890. № 37. С. 1241–1245; 1910. № 25. С. 1151–1155.
ЦВ. 1895. № 29. Стб. 908–914.
ИПЕ. 1910. № 18. С. 8–12.
САЛ. 1975. № 9. С. 40–42.
БА. 1981. № 26. С. 47–53.
Невское время. 1991. № 41.
Музеи России. 2001. Вып. 6.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Антокольский Марк Матвеевич
Аплаксин Андрей Петрович
Арнольд Владимир Максимилианович
Баженов Т.
Бирон Эрнст Иоганн
Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич
Бутурлин Петр Иванович
Варсонофий, архиепископ
Волынский Артемий Петрович
Гагарин Матвей Петрович, князь
Добрынин Петр Семенович
Егоров Николай Николаевич
Еропкин Петр Михайлович
Квашнин Андрей Иванович
Лансере Николай Евгеньевич
Леблон Жан-Батист Александр
Ольденбургская Евгения Максимилиановна, принцесса
Опекушин Александр Михайлович
Острогорский Иоанн Евграфович
Петр I, император
Поспелов Андрей Меркурьевич
Смукрович Петр Осипович
Трезини Доменико
Хрущов Андрей Федорович
Чириков Григорий Иосифович
Шереметевы
Щурупов Михаил Арефьевич

Адреса
Б. Сампсониевский пр./Санкт-Петербург, д. 41

Предметный указатель
Сампсониевское кладбище
Пантелеимоновская церковь
Церковь вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕЛИТЕЛЯ
Петру I (200-летию Полтавской победы), памятник (1909 г., скульптор Антокольский М.М.)
Исаакиевский собор
Волынскому А. П., Хрущову А. Ф., Еропкину П. М., памятник
Сампсониевский собор


Антокольский М.М., (1843-1902), скульп.

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902), скульптор. В 1862-71 жил в СПб., затем в Италии (1871-77) и Париже (с 1877). Учился в АХ у Н. С. Пименова (1862-68; акад. с 1871). Испытал влияние В. В. Стасова и И. Н. Крамского. Создавал реалистич
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Богадельни

БОГАДЕЛЬНИ, заведения для содержания бедных, больных и престарелых, появились в СПб. первонач. при церквах: Вознесенской на Шпалерной ул. (1713) и Сампсониевской (1730-е гг
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Лютеранская церковь ап. ПЕТРА

В этой самой старой и богатой лютеранской общине столицы перед революцией насчитывалось около 15 000 прихожан. Начиная с 1708, немцы-лютеране с другими единоверцами молились в доме адмирала К
Источник: Святыни Петербурга

ОБЩЕСТВО ВСПОМОЖЕНИЯ БЕДНЫМ САМПСОНОВСКОГО ПРИХОДА

Общество учреждено по инициативе д.с.с. Михаила Егоровича Петрова на пожертвованный им капитал в 2 000 руб. с целью доставления средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных прихода Церкви прп
Источник: Благотворительность в России

ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕГО ПРИГОРОДОВ В ПАМЯТЬ 200-ЛЕТИЯ ПЕТЕРБУРГА

Основано по инициативе Петра Владимировича Ницберга. Устав общества был утвержден министром народного просвещения 15 апреля 1903, а первое собрание состоялось 9 ноября того же года в зале Санкт-Петербургской ремесленной управы
Источник: Благотворительность в России

Опекушин А.М., (1838-1923), скульп.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (1838-1923), скульптор-монументалист. Учился в Рисовальной школе ОПХ и в мастерской скульп. Д. И. Иенсена. Д. ч. АХ (1895). Наиболее изв. произведения - пам. А. С. Пушкину в Москве (1872-80). В СПб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Сампсониевский собор

САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР, (Собор преподобного Сампсония Странноприимца) (Б. Сампсониевский просп., 41), пам. архитектуры, один из старейших храмов СПб. Возведен в 1728-40 в стиле "аннинского барокко" на месте дерев
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Церковь благ. кн. АННЫ КАШИНСКОЙ Кашинского Сретенского женского монастыря Тверской епархии

Необщежительный монастырь в Кашине основан, вероятно, в первой половине XV века тверским князем Георгием Александровичем. Подворье в Петербурге, на Выборгской стороне, появилось 3 апреля 1894, когда на проспекте
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

В послереформенное время на Выборгской стороне возникло много фабрик и заводов и ее население резко увеличилось. Поскольку в районе имелась всего одна Сампсониевская церковь (см. собор прп
Источник: Святыни Петербурга

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ при лейб-гвардии Гренадерском полку

Когда из-за переноса на другое место моста через Б. Невку жителям Аптекарского острова стало трудно добираться до приходской Сампсониевской церкви (см. собор прп
Источник: Святыни Петербурга

Церковь СПАСА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ (Спасо-Бочаринская)

В первой половине XVIII века на Выборгской стороне возникли Компанейская и Бочарная слободы, где жили работавшие для армии пивовары и бондари. От последней и пошло старинное название приходского храма, история которого исследована слабо
Источник: Святыни Петербурга