Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Предметный указатель / Историцизм (Эклектика)

Историцизм (Эклектика)


Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные стили

ИСТОРИЦИЗМ (эклектика, эклектизм), направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть И. - свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых ист. стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению И. послужила эстетика романтизма, воплощенная в произв. арх. А. А. Менеласа в Царском Селе и Петергофе. В СПб. возникновение И. связано с творчеством арх. А. П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский просп., 22-24) и др. архитекторов. Ведущий петерб. зодчий сер. 19 в. А. И. Штакеншнейдер виртуозно варьировал в построенных им дворцах, особняках и парковых павильонах формы барокко и рококо, ренессанса и античности (Белосельских-Белозерских дворец, 1847-48, Невский просп., 41; Николаевский дворец, 1853-61, пл. Труда, 4; Мариинский дворец, 1839-44, Исаакиевская пл., 6). Приверженцами неоренессанса являлись арх. Н. Е. Ефимов (дома Мин-ва гос. имуществ, 1844-53, Исаакиевская пл., 4 и 13), А. И. Кракау (Балтийский вокзал, 1855-57, наб. Обводного кан., 120; особняк барона А. Л. Штиглица, 1859-63, Английская наб., 68), Г. А. Боссе (Пашкова дом, 1841-44, Литейный просп., 39; особняк Л. В. Кочубея, 1844-46, ул. Чайковского, 30). Последний наиболее последовательно разрабатывал новаторские приемы свободной планировки и живописно-асимметрич. композиции (собств. особняк, 1847-49, 4-я линия В. О., 15). Ряд интересных стилизаций на темы готики создал в Петергофе арх. Н. Л. Бенуа (здание вокзала, 1854-57, дворцовые конюшни, 1848-55). Особое место в И. занимал "русский стиль", основоположником к-рого в 1830-х гг. стал арх. К. А. Тон, воскресивший в церковном стр-ве мотивы моск. зодчества 15-17 в. Последователем Тона выступил арх. Н. Е. Ефимов (ансамбль Новодевичьего монастыря, 1849-61, Московский просп., 100). В противовес офиц.-академич. направлению рус. стиля развивалась самобытная его вариация в произв. арх. А. М. Горностаева (Подворье Троице-Сергиевой лавры, 1856-57, наб. р. Фонтанки, 44). У мастеров И. постепенно нарастала тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности декором, наиболее ярко проявившаяся в архитектуре 1870-90-х гг. В одной композиции, на одном фасаде нередко соединялись элементы разл. ист. стилей, к-рые произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, не связанной с внутр. структурой сооружения. На этом фоне выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица (1885-96, Соляной пер., 15), возведенный арх. М. Е. Месмахером в характере неоренессанса. Арх. П. Ю. Сюзор и его последователи разрабатывали новый тип многоквартирного доходного дома с широкими витринами внизу, высокими эркерами и угловыми башнями, что задавало укрупненный ритм и масштаб жил. застройке (дом Я. В. Ратькова-Рожнова, 1898-1900, ул. Пестеля, 13-15; дом А. В. Ратькова-Рожнова, 1899-1900, Кирочная ул., 32-34, оба - арх. П. Ю. Сюзор). Рационалистич. альтернативу внеш. декоративности И. составлял "кирпичный стиль", ведущими представителями к-рого являлись арх. И. С. Китнер и В. А. Шретер. Последний известен также как строитель театр. и банковских зданий. Последователи "кирпичного стиля", стремясь к правдивости и экономичности, отказывались от штукатурной "косметики", оставляя открытой саму кирпичную кладку или применяя долговечную керамич. облицовку (дом и ф-ка А. И. Ниссена, 1872-73, наб. р. Фонтанки, 183; дом В. Ф. Штрауса, 1873-74, 2-я линия В. О., 9; оба - арх. И. С. Китнер, В. А. Шретер). В период господства И. в стр-во широко внедрялись разнообразные инж.-техн. новшества, прежде всего металлич., а затем и жел.-бетон. конструкции, однако они, как правило, не влияли на худож. образ и оставались "за кулисами" архитектуры.

Лит.: Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979; Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981; Его же. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990; Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982; Историзм в России: Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 1820-1890 гг.: Кат. выст. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1996.

Б. М. Кириков.

Авторы
Кириков Борис Михайлович

Персоны
Белосельские-Белозерские
Бенуа Николай Леонтьевич
Боссе Г.А. (см. Боссе Ю.А.)
Брюллов Александр Павлович
Горностаев Алексей Максимович
Ефимов Николай Ефимович
Китнер Иероним Севастьянович
Кочубей Лев Викторович, князь
Кракау Александр Иванович
Менелас Адам Адамович
Месмахер Максимилиан Егорович
Ниссен Андрей Иванович
Ратьков-Рожнов Ананий Владимирович
Ратьков-Рожнов Яков Владимирович
Сюзор Павел Юльевич
Тон Константин Андреевич
Шретер Виктор Александрович
Штакеншнейдер Андрей Иванович
Штиглиц Александр Людвигович, барон
Штраус В.Ф.

Адреса
2-я линия В.О./Санкт-Петербург, д. 9
4-я линия В.О./Санкт-Петербург, д. 15
Английская наб./Санкт-Петербург, д. 68
Исаакиевская пл./Санкт-Петербург, д. 4
Исаакиевская пл./Санкт-Петербург, д. 6
Исаакиевская пл./Санкт-Петербург, д. 13
Кирочная ул./Санкт-Петербург, д. 32
Кирочная ул./Санкт-Петербург, д. 34
Литейный пр./Санкт-Петербург, д. 39
Московский пр./Санкт-Петербург, д. 100
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 22
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 41
Невский пр./Санкт-Петербург, д. 24
Обводного кан. наб./Санкт-Петербург, д. 120
Пестеля ул./Санкт-Петербург, д. 15
Пестеля ул./Санкт-Петербург, д. 13
Соляной пер./Санкт-Петербург, д. 15
Труда пл./Санкт-Петербург, д. 4
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 183
Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 44
Чайковского ул./Санкт-Петербург, д. 30

Библиография
Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979
Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981
Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990
Зодчие Санкт-Петербурга, XIX – начало ХХ века. СПб., 1998
Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982
Историзм в России: Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 1820 - 1890 гг.: Кат. выст. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1996

Предметный указатель
Лютеранская церковь Святого Петра
Белосельских-Белозерских дворец
Николаевский дворец
Мариинский дворец
Дома министерства государственных имуществ
Дома министерства государственных имуществ
Балтийский вокзал
Пашкова дом (Литейный просп.)
ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
Новодевичий монастырь
Центральное училище технического рисования А.Л.Штиглица


Архитектурные стили (общая статья)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиц. приемов, форм и декора зданий, различия к-рых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетич. предпочтениями и характером архит. культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петерб
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Георгия Победоносца церковь

ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЦЕРКОВЬ, церковь великомученика Георгия Победоносца (Московское ш., 3), храм-памятник 50-летию победы в Вел. Отеч. войне 1941-45, сооружен на пожертвования горожан и пр-тий СПб. в 1994-95 (арх. С. В. Любимов, П. Л. Зыков, Е. Ф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Дмитриев Н.В. (1856-1918), арх.

ДМИТРИЕВ Николай Всеволодович (1856-1918), архитектор. Окончил строит. уч-ще (1876). В 1885-1903 архитектор Гатчинского дворцового управления и г. Гатчина, где построил ц. Всех Святых (1889, ныне ул. Солодухина), придворные конюшни (ныне ул
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Китнер И.С., (1839-1929), арх.

КИТНЕР Иероним Севастьянович (1839, СПб. - 1929), архитектор, акад. архитектуры (1867), поч. ч. АХ (1911). Окончил Строит. уч-ще (1859), работал в мастерской арх. А. И. Штакеншнейдера, завершал образование в Европе (1861-65). Преподавал в Строит
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Кракау А.И., (1817-1888), арх.

КРАКАУ Георг Александр (Александр Иванович) (1817-1888), архитектор, представитель академич. школы, один из авторитетных практиков периода эклектики. В 1826-39 учился в АХ В 1838-39 участвовал в реставрац
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Монигетти И.А., (1819-1878) арх.

МОНИГЕТТИ (Monighetti) Ипполит Антонович (1819-1878, СПб.), архитектор, акварелист, педагог, акад. (1847), проф. (1858), придворный архитектор (1860). Представитель эклектики, гл. обр. "второго барокко", мастер интерьера и декорат
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пашкова дом (Литейный просп.)

ПАШКОВА ДОМ (Дом Департамента уделов) (Литейный просп., 39), памятник архитектуры историцизма. Сооружен в 1841-44 арх. Г. А. Боссе в формах итал. Возрождения. Фасад двухэтажного на высоком цоколе здания отмечен портиком с кариатидами
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Пель А.Х., (1809-1902), арх.

ПЕЛЬ Александр Христофорович (1809, СПб. - 1902, там же), архитектор. Окончил АХ (1833), акад. архитектуры (1847), представитель позднего классицизма и эклектики. Пом. арх. А. А
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Половцова дом

ПОЛОВЦОВА ДОМ (Б. Морская ул., 52), пам. архитектуры классицизма и эклектики. С 1710-х гг. участок принадлежал канцлеру Г. И. Головкину, сын к-рого построил на нем дом с усадьбой. В 1804 дом куплен князем П. И
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Рахау К.К., (1830-1880), арх.

РАХАУ Карл Карлович (1830, СПБ. - 1880, там же), архитектор, один из ярких представителей петерб. эклектики, мастер интерьера и малых форм, исследователь архитектуры. Окончил АХ (1857), акад. (1864), проф. (1870)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Штакеншнейдер А.И., (1802-1865), арх.

ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович (1802-1865), архитектор и рисовальщик, действит. статский советник (1858). Окончил АХ (1821), с 1834 акад., поч. вольный общник АХ, преподавал там же (проф. с 1844). С 1825 арх
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга