Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / ИМПЕРАТОРСКОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ)

ИМПЕРАТОРСКОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ)


Рубрикатор / Благотворительность в Петербурге/История/Попечение о народном образовании

Первое в России закрытое женское учебное заведение для дворянского сословия, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая 1764. Располагалось в кельях Воскресенского Смольного монастыря (архитектор Ф. Растрелли), с 1809 – в специальном новом здании, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги (Смольном институте). Через год после основания Воспитательного общества Екатерина II повелела открыть в его составе училище для девочек мещанского звания (с 1840 – Александровское женское училище, с 1865 – Александровский женский институт).
Устав общества, написанный И.И. Бецким, устанавливал полный регламент его деятельности: правила о воспитании, учении и молитвах; пище и форме, праздничных собраниях, должности начальницы и правительницы, положение о попечителях, каковыми должны быть четыре сенатора. В основе системы воспитания и учебной программы лежали педагогические воззрениями И.И. Бецкого, сформированные им под влиянием западноевропейской просветительной философии. Этим воззрениям сочувствовала и Екатерина II.
Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного звания». Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 «возраста» по 3 года каждый. Первый прием девочек в возрасте от 4 до 6 лет состоялся в августе 1764.
Жизнь в заведении отличалась простотой и сообразовывалась с требованиями гигиены. Девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м – словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. Стол был простой и здоровый, состоял, главным образом, из мяса и овощей; пили только молоко и воду. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте – кофейного, во 2-м – голубого, в 3-м – серого и в старшем возрасте – белого (по преданию фасон платья нарисовала Екатерина II). Классные дамы обязаны были поступать с воспитанницами с благоразумием и кротостью. Наказаний предписывалось избегать, допускались только «увещания» провинившихся. По первому уставу родители посещали дочерей только в назначенные дни с позволения начальницы – заведение должно было полностью заменить семью.
Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц – ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем.
На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Смолянки первых выпусков вспоминали о годах пребывания в заведении, как о счастливейшем времени в своей жизни.
Воспитательное общество находилось в ведении самой императрицы, которая уделяла учреждению много внимания, давала указания начальницам, входила в подробности жизни. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.
Выпускные экзамены 1-го набора состоялись в апреле 1776. 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены Золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Тогда же из казны была выделена сумма в 100 000 рублей, выделяемая на приданое бедным выпускницам.
В 1797, вскоре после смерти Екатерины II, Павел I поручил управление Воспитательным обществом своей супруге – императрице Марии Федоровне. В 1797–1802 начальницей заведения была Е. А. Пальменбах (урожд. бар. Черкасская).
Императрица Мария Федоровна в значительной мере реформировала режим и учебную программу заведения. Высокие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, были заменены узко-практическими, чисто женскими. Воспитанницы благородного звания, которые теперь принимались с 8–9 лет и обучались 9 лет, были строго отделены от учениц Мещанского училища, ибо было сочтено, что «обязанности и назначение мещанок во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц». В учебной программе особое место занял Закон Божий.
В 1802 начальницей заведения назначили вдову полковника Ю. Ф. Адлерберг, по инициативе которой в следующем году открылся пепиньерский класс для подготовки классных дам младших и средних классов из числа лучших и беднейших воспитанниц.
В 1802, в связи со значительным увеличением числа воспитанниц, был построен большой корпус с двумя столовыми залами и с дортуарами в верхнем этаже (архитектор А. Порто), а в 1809 заведение переехало в здание, возведенное к югу от монастыря Дж. Кваренги, с огромными дортуарами и классными комнатами. Старшие и младшие девочки жили и учились в разных концах огромного здания, не общались, имели разные рекреации, в разное время ходили в столовую, церковь и спальни. В 1812 тут же было создано бесплатное отделение для «военных сирот» на 100 вакансий с урезанным курсом обучения, затем в нем призревали жертв наводнения 1824 года.
В 1848 при заведении был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными дамами, а учительницами. Многие пансионерки поступали по спискам и обеспечению военных и гражданских ведомств. На штатные вакансии принимали дочерей лиц, имеющих чины не ниже полковника и статского советника, пансионерками – только дворянок, вписанных в V и VI части дворянской книги. Плата за обучение в это время составляла 350 рублей в год, но за многих пансионерок платили министерства и ведомства, где служили их отцы.
Ежегодно летом больных воспитанниц бесплатно отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса. Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец, промышленные выставки. Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору.
С воцарением Александра II и Марии Александровны в Смольном начались изменения. В 1859 по указанию императрицы инспектором обоих учебных заведений был назначен выдающийся педагог К. Д. Ушинский, с которым пришли его единомышленники – В. И. Лядов, Н. В. Белоконов, В. И. Водовозов и др. Он изменил учебные планы, ввел преподавание отечественной литературы и расширил курс естественных наук. Были уравнены курсы обучения на «благородной половине» и в Александровском училище. Для обоих учебных заведений был устроен общий педагогический класс. Прием и выпуск с этих пор производили каждый год, учредили каникулы В 1862 Ушинский был вынужден покинуть заведение из-за интриг и доносов. С 1839 начальницей заведения была М. П. Леонтьева (вдова ген.-майора, выпускница 1809 года), которая поддерживала нововведения Ушинского в системе преподавания, а также организовала в Смольном первый в России специализированный детский лазарет. В 1864 за заслуги в воспитании она была пожалована в статс-дамы. В 1865 Александровское училище отделили и объявили самостоятельным Александровским институтом благородных девиц 2-й категории.
После Леонтьевой должность начальницы заведения исполняли фрейлина О. А. Томилова (урожд. Энгельгардт), которая ввела курс истории изобразительного искусства и класс арфы, и А. Новосильцева, много сил отдавшая постановке врачебной помощи детям.
В 1895–1917 начальницей была светл. кнж. фрейлина Е. А. Ливен. При ней большое внимание стало уделяться профессиональной подготовке девушек. Кроме общеобразовательных предметов, в старших классах они изучали педагогику, законоведение, гигиену, которые были необходимы многим из них как будущим учителям. В 1898 по инициативе начальницы было учреждено Общество вспомоществования бывшим воспитанницам Императорского Воспитательного общества благородных девиц, составившееся исключительно из бывших воспитанниц. В 1908–1913 на выделенном из Адлербергского сквера участке (Лафонская ул., ныне ул. Пролетарской диктатуры, 1а) был построен собственный трехэтажный каменный дом, в котором расположилось Общежитие бывших смолянок имени императрицы Марии Федоровны. В эти годы в Смольном царил образцовый порядок. 600 воспитанниц обслуживали 190 человек прислуги. Женскую прислугу набирали из сирот Воспитательного дома. Распорядок дня и питания строился по новейшим гигиеническим правилам.
20 марта 1914, в год 150-летия Воспитательного общества члены императорской фамилии посетили юбилейный бал, носивший «вид торжества парадного и одновременно семейного, свойственный когда-то приемам времен Екатерины II». К юбилею издали труд Н. П. Черепнина «Императорское Воспитательное Общество», оставшийся после утраты многих архивных материалов наиболее полным источником сведений о жизни заведения.
В октябре 1917 Смольный институт под руководством кнг. В. В. Голицыной выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск. Летом того же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы покинули Россию вместе с Белой армией, и институт был возобновлен в Сербии.

Е. И. Жерихина

Авторы
Жерихина Елена Игоревна

Персоны
Адлерберг Юлия Федоровна (урожд. Багговут Анна Шарлотта Юлиана)
Александр II, император
Белоконов Н.В.
Бецкой (Бецкий) Иван Иванович
Водовозов Василий Иванович
Голицына В.В., кнг.
Екатерина II, императрица
Кваренги (Гваренги) Джакомо
Леонтьева М.П.
Ливен Елена Александровна, светл. кнж., фрейлина
Лядов Василий Иванович
Мария Александровна, императрица
Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I
Новосильцева А.
Павел I, император
Пальменбах Елизавета Александровна, урожд. бар. Черкасова
Порто Антонио
Растрелли Франческо де
Томилова (урожд. Энгельгардт) О.А., фрейлина
Ушинский Константин Дмитриевич
Черепнин Н.П.

Адреса
Пролетарской Диктатуры ул./Санкт-Петербург, д. 1а

Предметный указатель
Смольный монастырь
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ
Эрмитаж государственный
Российская национальная библиотека
Академия художеств
Таврический дворец
Общество вспомоществования бывшим воспитанницам Воспитательного общества благородных девиц
Общежитие бывших смолянок


АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ

В 1765 через год после основания Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института) Екатерина II повелела открыть в его составе училище для девочек мещанского звания
Источник: Благотворительность в России

БЕЦКОЙ Иван Иванович

3 февраля 1704 или 1703 (Стокгольм) – 31 августа 1795 (С.-Петербург) Государственный деятель и филантроп, реформатор российской системы детского воспитания и образования, один из основоположников системы социального обеспечения в России
Источник: Благотворительность в России

ВИЛЛАМОВ Григорий Иванович

8 января 1773, С.-Петербург –7 февраля 1842, там же. Государственный и общественный деятель, один из основоположников системы государственного социального обеспечения и благотворительности. Из немецких дворян
Источник: Благотворительность в России

ДОМ ДЕВИЦ БЛАГОРОДНОГО ЗВАНИЯ

Женская богадельня для престарелых выпускниц закрытых женских учебных заведений. Был устроен по желанию императрицы Александры Федоровны в северо-западном флигеле Смольного монастыря
Источник: Благотворительность в России

ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ БЫВШИМ ВОСПИТАННИКАМ ПРИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Имели целью оказывать материальную помощь и нравственную поддержку выпускникам конкретных учебных заведений, их семействам, а во многих случаях и служащим или служившим в этих заведениях
Источник: Благотворительность в России

ПРОТАСОВ-БАХМЕТЕВ (Бахметев) Николай Алексеевич, граф

28 марта 1834, (?) – 25 октября 1907, Берлин. Военный, государственный и общественный деятель. Из старинного дворянского рода татарского происхождения. Сын ген
Источник: Благотворительность в России

РУМЯНЦЕВ Николай Петрович, граф

3 апреля 1754 (С.-Петербург) – 3 января 1826 (там же) Государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. Второй сын генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725–1796) и статс-дамы Екатерины Михайловны (урожд. кнж
Источник: Благотворительность в России

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВДОВИЙ ДОМ

Старейшее благотворительное заведение С.-Петербурга. В соответствии с «Учреждением Вдовьих домов и казен», разработанным императрицей Марией Федоровной и утвержденным императором Александром I указом от 1 февраля 1803
Источник: Благотворительность в России

ШАБАНОВА Анна Николаевна

ШАБАНОВА АННА НИКОЛАЕВНА 1848 (по другим данным – 1850) (Смоленская губ.) – 1932 (Ленинград) Врач-педиатр и общественный деятель. Из небогатой дворянской семьи, дочь поручика. Выросла в родовом поместье в Смоленской губ
Источник: Благотворительность в России