Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу Возврат на главную страницу
Статьи / Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ (РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА) Пекинской православной миссии

Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКОЙ (РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА) Пекинской православной миссии


Рубрикатор / Святыни Петербурга/Монастырские подворья/Церкви

Пекинская духовная миссия – старейшее зарубежное миссионерское учреждение Российской Православной Церкви – возникла в 1712 при Петре I. В 1792 она приобрела собственный статус и до 1863 входила в состав русского посольства в Китае. Первым начальником миссии был свт. Иннокентий Иркутский, а с 1896 ее возглавил энергичный епископ Переяславский Иннокентий, развернувший среди китайцев активную миссионерскую деятельность (при нем богослужения стали совершаться по-китайски) и основавший в Москве и столице подворья центра миссии – пекинского Успенского монастыря.
В 1902 вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии землю близ Лиговки. Здесь уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря епископом Ямбургским Сергием – небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражд. инж. Р. А. Берзена. Он считался временным.
Сразу же была задумана и каменная двухэтажная церковь, но только в 1906 техники-строители Б. М. Кишкин и В. С. Шорохов предложили ее проект, который через пять лет епархиальный зодчий А. П. Аплаксин основательно переделал в „новгородском“ стиле. Проект показался „более интересным, чем прежний“. Для строительства был в 1910 образован комитет во главе с гофмейстером Б. В. Штюрмером, и осенью начались строительные работы. Из сметы в 100 тыс. руб. (истрачено было вдвое больше) в кассе вначале имелось всего 5 тысяч.
Высокую церковь с куполом-шлемом заложил 8 мая 1911 епископ Вологодский Никон. Так как работы – в основном на средства местных купцов – шли уже целый год, то 6 октября 1911 архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий, покровитель подворья, смог освятить в здании нижний Михайловский придел, вмещавший 600 человек. К зиме следующего года удалось завершить все каменные работы и начать сооружение куполов. При достройке применялись бетон и железобетон.
Поскольку церковь строилась „в память избавления России от нашествия галлов“, освящение главного Рождественского верхнего придела храма на 1500 человек предполагалось произвести в столетний юбилей этого события, осенью 1912, но епископ Иннокентий сделал это только 15 августа 1913. 1 декабря того же года настал черед правого Казанского придела, по которому в те годы именовали весь храм. Это произошло незадолго до Рождества, когда по обычаю особым молебном отмечалось изгнание Наполеона из страны. На Лиговке предполагалось возвести часовню, но сделать это не успели из-за революции.
Фасады храма были скупо украшены трехлопастными арками и завершены щипцами. Над притвором возвышалась звонница. Керамикой был украшен перспективный портал. Несмотря на многие положительные отзывы, совет Академии художеств отметил в здании „утрировку деталей“.
При подворье, которым в 1913–1925 управлял иеромонах Леонид (Антощенко), будущий новомученик, был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в столице, зал для чтений „с туманными картинами“, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, церковно-приходская школа, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Кроме того, у миссии с 1914 имелась временная деревянная Преображенская церковь в пос. Отрадное Шлиссельбургского уезда.
6 января в церкви торжественно отмечался день памяти свт. Иннокентия Иркутского, основателя миссии. В 1923 храм, который хотели закрыть, стал приходским. При нем действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек. Церковь была закрыта 25 марта 1938 и отдана под общежитие и клуб; имущество вывезено в Госфонд.
Памятник неорусского стиля снесен между 1967 и 1971, и сегодня его участок частично занят котельной и поликлиникой.

Архивные источники
РГИА. Ф. 796. Оп. 183. Д. 1796; Оп. 187. Д. 7219; Оп. 193 (1 отд. 6 ст.). Д. 603, 1253; Ф. 835. Оп. 1. Д. 684.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 105. Д. 1; Ф. 513. Оп. 102. Д. 367.
Литературные источники
Денисов. С. 744. № 788.
Отчет о деятельности Комитета по постройке храма при С.-Петербургском подворье Пекинской Православной миссии. СПб., 1912.
Православие на Дальнем Востоке. СПб., 1996. Вып. 1. С. 123–147.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 262–264.
Лисовский В. Г. „Национальный стиль“ в архитектуре России. М., 2000. С. 321–322.
Периодика
ПрЦВ. 1902. № 39; 1903. № 1. С. 26; 1911. № 21. С. 868; № 30. С. 1310; 1912. № 7. С. 256; № 21. С. 869.
СПбВ. 1911. № 249; 2001. № 3.
ИПЕ. 1911. № 9. С. 10; № 21. С. 8–9.
Колокол. 1913. № 2194.
Китайский благовестник. 1912. № 1. С. 1–4; 1913. № 1–2. С. 4, 15–16; № 14. С. 4–8; 1914. № 5–6. С. 2–5; 1916. № 1–2. С. 22; 1917. № 1–2. С. 3; 1918. № 1–2. С. 7.

Авторы
Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны
Аплаксин Андрей Петрович
Берзен Ричард Андреевич
Иннокентий, епископ Переяславский
Кишкин Борис М.
Леонид (Антощенко)
Сергий, епископ Ямбургский
Шорохов Василий Сергеевич

Адреса
Воронежская ул./Санкт-Петербург, д. 110

Предметный указатель
Академия художеств
Академия художеств
Пикинской православной миссии подворье